Краткое содержание пьесы Горького «На дне»
Акт первый
Весеннее утро. Комната со сводчатым потолком в подвале. По стенам стоят нары. Правый угол отгорожен фанерой — там комната вора Васьки Пепла. Левый угол занимает русская печь. Рядом — дверь в кухню, с другой стороны — отгороженная грязной занавеской кровать, на которой лежит умирающая Анна. Ее муж, слесарь Андрей Митрич Клещ, работает рядом, за колодой с тисками и маленькой наковальней.
Посреди комнаты стоит большой стол, некрашеный и грязный. За ним сидят обитатели ночлежки. У самовара хозяйничает торговка пельменями Квашня, девица Настя читает потрепанный роман «Роковая любовь», Барон издевается над ней, картузник Бубнов выкраивает картуз из старых штанов. На печке кашляет алкоголик Актер, на нарах лежит только что проснувшийся нищий Сатин.
Квашня рассказывает об ухажере, который не дает ей проходу. Торговка считает себя женщиной свободной и идти за него замуж не хочет. Клещ же уверен, что Квашня обязательно с ним обвенчается. Торговка заявляет, что никогда не пойдет «мужчине в крепость», и обвиняет Клеща в наплевательском отношении к умирающей жене.
Проснувшаяся Анна просит не ругаться и дать ей умереть спокойно. Клеща раздражает слабый голос больной женщины. Квашня сочувствует Анне и, уходя с Бароном на базар, оставляет ей чашку горячих пельменей. Анна считает, что есть ей уже не надо, и отдает пельмени мужу.
Проснувшийся Актер с гордостью заявляет, что его организм «совершенно отравлен алкоголем». Сатин бормочет длинные и непонятные слова. Когда-то он служил на телеграфе, много читал и запомнил их. Бубнов заявляет, что тоже был не последним человеком — скорняком, имел собственное заведение.
Анне становится хуже, и Актер из жалости помогает ей выйти на свежий воздух. В дверях они сталкиваются с хозяином ночлежки Костылевым, который ищет свою молодую жену. Костылев говорит, что Актеру зачтется его доброта на том свете. Актер желает, чтобы ему это зачлось при жизни и просит Костылева скостить ему половину долга, но тот отказывает.
Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг!
Костылев подозревает, что его жена Василиса — любовница вора Васьки Пепла, но никак не может поймать их вместе. Пепла он побаивается, поскольку покупает у него краденые вещи. Вору же Василиса давно надоела, и он ухлестывает за ее сестрой Наташей.
Заняв у Пепла денег, Актер и Сатин уходят. Зевая, Васька заявляет Клещу, что тот зря работает — другие люди и без работы живут. Клещ отвечает, что это не люди, а «рвань, золотая рота… живут без чести, без совести». Он же — рабочий человек и вырвется из этой нищеты, пусть только жена быстрее помрет. Пепел же считает, что честь и совесть «на ноги вместо сапог не наденешь», они тем нужны, «у кого власть да сила есть».
В это время Наташа вводит в комнату нового постояльца, старика-странника Луку. Пепел немедленно начинает увиваться вокруг девушки, но та отвергает его ухаживания и уходит. Лука начинает знакомиться с обитателями ночлежки и узнает, что Барон — на самом деле аристократ, когда-то был богат, но обнищал.
Барство-то — как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…
В комнату заходит загулявший сапожник Алешка. Тут же появляется Василиса, видит пьяненького сапожника, вспоминает, что тот не заплатил и живет из милости, и выгоняет его из ночлежки. Обнаружив, что Пепел ушел, Василиса становится еще злее и заставляет Бубнова мести комнату, хотя сегодня очередь Актера.
Василиса уходит. Луке объясняют, что она разозлилась, не застав на месте любовника. Мести все отказываются, и Лука берет в руки веник, вздыхая, что нет в жизни ни порядка, ни чистоты. По словам Насти, Алешка всем растрезвонил, что Пепел хочет бросить прежнюю любовницу и взять себе Наташу, оттого Василиса и зла на сапожника.
Входит полицейский Медведев — он только что отвел Алешку в участок за то, что тот лег посреди улицы и орал песни. Входит Квашня. Оказывается, что ее ухажер — Медведев. Квашня снова отказывается идти замуж и вспоминает о первом муже: как издох он, она целый день одна просидела, от радости опомниться не могла.
Лука вводит в комнату еле живую Анну. В это время в сенях начинается драка — Василиса бьет свою сестру Наташу. Все бросаются их разнимать. В комнате остаются только Лука и Анна, которой мягкий и ласковый старичок напоминает отца.
Акт второй
Вечер, та же комната. Лука сидит у постели Анны. Большая компания играет в карты, Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов и Медведев играют в шашки, от обеих групп доносятся азартные восклицания.
Анна жалуется Луке, что не видела от мужа ничего, кроме побоев и обид. Из-за жадности Клеща женщина всю жизнь голодала, ходила в отрепьях. Теперь она боится, что и на том свете ее ждут муки. Лука утешает несчастную, убеждает ее, что после смерти ничего не будет, и она отдохнет.
В это время Татарин уличает Барона в жульничестве — тот спрятал карту в рукав. Татарин, плюнув с досады, уходит, а Барон с Актером собираются пропить выигрыш и приглашают Луку, но старик отказывается.
Актер пытается продекламировать Луке свои любимые стихи, но выясняется, что он их уже не помнит. Лука говорит, что забывать любимое плохо, «в любимом — вся душа», и предлагает Актеру лечиться от пьянства. По словам старика, в некоем городе существует бесплатная лечебница для пьяниц. Актеру надо воздержаться от выпивки несколько дней, а уж название города Лука обязательно вспомнит.
Человек — все может… лишь бы захотел…
Сперва Актеру нравится идея начать жизнь сначала, но потом он словно просыпается, называет Луку чудаком и уходит.
Анна просит Луку поговорить с ней. Клещ пытается что-то сказать жене, но той уже не до него. Она говорит старику, что зачахла из-за побоев мужа. Лука утешает ее: «Смерть — она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь — отдохнешь».
Входит растрепанный, мрачный и выпивший Пепел. В комнате умирает человек, но никому нет до этого дела, только Бубнов радуется, что Анна больше не будет кашлять по ночам.
Пепел спрашивает Медведева, как там Наташа, сильно ли ее избила сестра. Медведев отвечает, что семейные дела вора не касаются, грозится поймать Пепла. Васька в ответ обещает потащить за собой Василису с Костылевым, которые скупали у него краденное, и самого Медведева в это впутать. Полицейский теряется, отступает и уходит.
Бубнов советует Пеплу поостеречься, его поддерживает Лука. Он считает, что Пеплу надо идти в Сибирь. Васька отвечает, что Сибири ему не миновать — его с детства звали «вор, воров сын» — но раньше времени он туда попадать не хочет. Лука убеждает Пепла, что Сибирь — «золотая сторона… кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике». Васька уверен, что старик врет, Лука же говорит, что правда не всем нужна, для многих она смертельна.
Пепел спрашивает Луку, есть ли Бог. Старик, улыбаясь, отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть». Васька удивленно и пристально смотрит на старика. Он почти догадался, кто Лука такой, но тут входит Василиса и зовет Пепла в его комнату.
Лука делает вид, что вышел, прячется на печь и слышит их разговор. Пепел признается, что никогда не любил Василису.
В женщине — душа должна быть…
Василиса предлагает Пеплу деньги и Наташу в жены, если тот убьет ее мужа-кровопийцу.
Тихо входит Костылев, видит жену с Васькой и поднимает скандал. Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут зевает Лука и делает вид, будто только что проснулся. Старик советует вору не слушать дьяволицу-Василису, которая и без помощи Пепла мужа со свету сживет, а брать Наташу и уходить.
Тут Лука замечает, что умерла Анна. Они с Пеплом идут в трактир, чтобы сообщить Клещу о смерти жены, а в комнату входят пьяный Актер и Наташа. Актер наконец-то вспомнил любимые стихи. Он прощается с Наташей и заявляет, что уезжает в лечебницу для пьяниц, а после излечения вернется на сцену под своим старым псевдонимом Сверчков-Заволжский.
Без имени — нет человека…
Входит Клещ и прочие жильцы. У Клеща нет денег, чтобы похоронить жену, — все пропил. Обитатели ночлежки обещают собрать кто сколько может. Наташа боится покойницу и просит Луку проводить ее. Когда старик возвращается, остальные спокойно укладываются спать — труп их не волнует.
Акт третий
Ранняя весна. Задний двор ночлежки, называемый «Пустырем». Здесь расположились Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ. В окно ночлежки выглядывает Бубнов. Все слушают Настю, рассказывающую о роковой любви к ней красавца-студента. Барон со смехом замечает, что в прошлый раз студента звали по-другому. Лука заступается за девушку.
Не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот в чем дело!
Настя продолжает рассказывать со слезами на глазах. Барон вновь смеется над ней, говорит, что история — из книжки «Роковая любовь». Лука уводит Настю, ласково утешая.
Бубнов удивляется, отчего человек так любит врать. Наташа признается, что сама иногда выдумывает, что скоро приедет кто-то особенный, и с ней случится что-то небывалое. Барон сочувствует Наташе — ей тяжело жить с сестрой и Костылевым, которые ее жестоко избивают.
Барон уходит мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказывает, как служил он сторожем на даче под Томском. Однажды залезли на дачу двое воров. Лука пожалел их, не стал убивать. Воры оказались беглыми каторжниками-поселенцами, которые забрались в дом поискать съестного. Так они и прожили всю зиму — втроем дачу стерегли. «Человек может добру научить» — заключает Лука.
Бубнов говорит, что врать не умеет и предпочитает говорить правду. Тут вскакивает Клещ, кричит, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убегает.
Из-за угла появляется Пепел и подходит к Наташе. Она сегодня свободна — сестра и Костылев ушли на кладбище, а потом в церковь, ко всенощной. Лука задумчиво говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказывает о жившем в Сибири человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все помогают и уважают друг друга. Эта вера помогала ему терпеть нищету и лишения. Однажды человек встретил ссыльного ученого, который доказал ему, что праведной земли не существует. Тогда человек дал ученому в ухо, а потом пошел домой и повесился.
Бубнов не верит, смеется и исчезает из окна. Лука заявляет, что скоро уйдет «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру — «все ищут люди, все хотят — как лучше». Лука верит: «кто крепко хочет — найдет», только помогать надо людям и уважать их.
Пепел снова предлагает Наташе уйти с ним, обещает бросить воровство.
Надо так жить… чтобы самому себя можно ‹…› было уважать…
Васька просит, чтобы Наташа помогла ему измениться, назвала не вором, как остальные, а «другим именем». Лука поддерживает Пепла, но девушка не верит Ваське и не любит его. Пепел продолжает уговаривать девушку, а в окне стоит Василиса и слушает. Наконец, Наташа соглашается, но обещает удавиться, если Пепел ее ударит. Лука подбадривает девушку — «ты ему нужнее, чем он тебе».
Василиса насмехается над сестрой, намекая на мужское бессилие бывшего любовника. Приходит Костылев и гонит Наташу ставить самовар. Пепел не хочет отпускать девушку, но та покорно уходит. Между Васькой и Василисой начинается ссора, которую прекращает Лука.
Костылев уже знает, что Лука собрался уходить. Он считает, что человеку негоже бродяжничать.
Человек должен определять себя к месту… а не путаться зря на земле…
Человек обязан работать, пользу приносить. А странник молчать должен, даже если он какую-то свою правду узнал, в дела людей не вмешиваться, скрываться в лесах и молиться «за все мирские грехи». Лука же не странник, поскольку паспорта не имеет.
Лука возражает: есть люди, отличные от других, как урожайная земля — «что не посеешь на ней — родит», а таких как Костылев и сам господь бог не исправит. Разозленный Костылев выгоняет Луку из ночлежки.
Костылев уходит, а Бубнов поддерживает старика — «вовремя уйти всегда лучше». Сам он «от каторги спасся тем, что вовремя ушел». Жена Бубнова с любовником хотели его извести. Бубнов решил было убить жену, но передумал и ушел, оставив все имущество и кожевенную мастерскую.
Появляются Сатин и Актер, который целый день не пил и всерьез собрался искать лечебницу. Сатин рассказывает Луке, что в молодости плясал, играл на сцене, людей смешил, а потом «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая сестру. Отсидел четыре года в тюрьме, сестра умерла. Теперь Сатину в нормальную жизнь ходу нет — он стал игроком.
Приходит Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и теперь ему нечем работать. Сатин советует ему ничего не делать, просто землю обременять, но Клещу стыдно так жить.
Тут из окна Костылевых раздается шум — Василиса снова избивает сестру. Актер приводит Пепла, из дому выводят избитую Наташу с ошпаренными ногами — на нее опрокинули кипящий самовар. Следом идет Василиса, все еще пытаясь ударить сестру. Ей мешает Алеша.
Пепел бьет Костылева, тот падает и умирает. Василиса обвиняет Ваську в убийстве. Тот не остается в долгу — кричит, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решает, что они заодно и изувечили ее специально, чтобы не мешала. Находясь в полубеспамятстве, она проклинает Пепла.
Акт четвертый
Ночь. Комната из первого акта. Перегородки, за которыми была комната Пепла, сломаны. За одним концом стола Клещ чинит гармонь. Он теперь тоже нищий. За другим — выпивают Сатин, Барон и Настя. На печи кашляет Актер.
Выпивающие обсуждают исчезновение Луки, который пропал во время скандала. Насте жаль старика, который все видел и понимал. Сатин, смеясь, сравнивает Луку с мякишем для беззубых, а Барон — с пластырем для нарывов. Татарин, баюкая раздавленную на работе руку, говорит, что старик был хороший, поскольку закон в душе имел. Клещ поддерживает его.
Насте все опротивело, особенно издевки Барона, она хочет уйти на край света. Сатин насмешливо советует ей захватить с собой Актера, который все собирается в мифическую лечебницу, что «в полуверсте от края света».
Все называют Луку шарлатаном, поманившим человека неизвестно куда. Сатин считает, что Лука врал из жалости к ближним. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой, и кто живет чужими соками». А тому, кто сам себе хозяин, ложь не нужна.
Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!
Тем не менее Сатин называет старика умницей — тот подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Однажды Сатин спросил Луку, зачем живут люди. Старик ответил, что люди думают, что живут только ради себя, но на самом деле все ждут рождения лучшего человека. Поэтому «всякого человека и уважать надо» — вдруг он и есть лучший, родившийся на счастье и для большой пользы.
Барон вспоминает свое семейство — выходцев из Франции. Его предки служили русским царям, занимали высокие посты. Настя кричит, что ничего этого не было, — хочет, чтобы Барон понял, как обидно человеку, которому не верят. Сатин советует приятелю все забыть.
В карете прошлого — никуда не уедешь…
Сатин спрашивает Настю о Наташе. Та лежала в больнице, но недавно бесследно исчезла. Клещу интересно, кто кого глубже утопит — Пепел Василису или наоборот. Настя считает, что хитрая Василиса вывернется, а Ваську на каторгу сошлют. Она снова ссорится с Бароном и убегает. Сатин просит приятеля не трогать девушку, он сегодня ко всем добр.
Татарин расстилает коврик и молится Аллаху. Глядя на него, Сатин рассуждает, что в Человеке — совокупности всех людей на земле — «все начала и концы». Существует только он, остальной мир — «дело его рук и его мозга». Его надо не унижать жалостью, а уважать, ибо «человек — это звучит гордо».
Барон завидует тому, что Сатин может рассуждать. Сам Барон этого не умеет и боится. Он никогда ничего не понимал в жизни, просто плыл по течению и переодевался. Учился — носил форму студента, женился — примерил фрак, разорился — надел серый пиджак и рыжие брюки, служил чиновником — облачился в мундир и фуражку, украл казенные деньги — получил арестантский халат, теперь носит отрепья, а зачем родился — так и не понял. Порассуждав, Барон отправляется мириться с Настей.
Актер просит Татарина помолиться за него, выпивает стакан водки и выбегает из комнаты. Входят выпившие Бубнов и Медведев в женской вязанной кофте, несут водку и закуску. Бубнов в запое, всех угощает. Появляется босой Алешка и начинает играть на починенной Клещом гармошке. Они смеются над Медведевым, которого уволили из полиции, и теперь он под пятой у сожительницы — Квашни.
Входят остальные нищие, укладываются спать Появляется Квашня и ругает сплетника Алешку — тот растрезвонил, что она бьет своего сожителя, а Медведев из-за этих сплетен пить начал. Собутыльники, весело распевая, собираются в трактир.
Тут вбегает испуганный Барон и сообщает, что Актер повесился на пустыре. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».
Краткое содержание пьесы Горького «На дне»