Литературная деятельность графа де Торенои герцога де Фриаса
Совершенно иной характер представляют нам как самая личность, так и вся деятельность графа де Торено: это истый аристократ до мозга костей, утонченно изящный в каждом движении, склонный к сибаритству, привыкший окружать себя грандиозной роскошью во всех мелочах домашней обстановки, охотно посещающий великосветские салоны, большой любитель дамского общества, — но вместе с тем и ученый историк, и глубокий мыслитель, и государственный деятель. Была ли в этой аристократической душе истинная любовь к народу, — мы не знаем, но что граф де Торено понимал его, — это он доказывает всей своей умственной работой, и в особенности историей духовного пробуждения, войны и революции в Испании от 1808 по 1814 г. этим крупным произведением, которое может быть названо памятником, воздвигнутым во славу испанского народа.
Еще в самой ранней юности отдавшись на волю того могучего потока, что неудержимо увлекал к борьбе все лучшие молодые силы Испании, граф де Торено, может быть, вследствие своего природного благоразумия, не изменил и в зрелом возрасте национальным богам, устоял против реакции и не сжег того, чему поклонялся в пору горячего энтузиазма. Он сделал тогда еще более, увековечил в художественном творчестве это мощное усилие пробудившейся нации завоевать и упрочить свою свободу. Правда, после 1830 года, Торено склоняется к убеждениям тех политиков, что пытались основать в Париже конституционную монархию, и поддерживает своим влиянием, своим талантом партию умеренных. Он содействует попыткам ввести в Испанию тот же режим, хотя и должен бы видеть всю его неприменимость, при своем глубоком знании национального характера. Но стоит лишь припомнить его горячие протесты против духовенства, его положительное указание на Мендисабала, как на своего преемника в министерстве финансов, и в нас уже не остается, ни малейшего сомнения, что он предвидел заранее, как благотворно повлияет на испанский народ распродажа с торгов монастырских имуществ.
По нашему мнению, самый образ действий графа де Торено при всех обстоятельствах, влиявших так или иначе на будущее страны, ясно показывает, что, несмотря на свой аристократический склад, он скорее может быть назван замаскированным революционером, чем действительным приверженцем умеренности.
Из выдающихся лиц высшей среды, посвятивших себя служению литературе, мы назовем еще герцога де Фриас, этого неутомимого мецената, не перестававшего во весь данный период соединять вокруг себя, поощрять и поддерживать молодых поэтов, которые дружно сплели в 1830 году неувядаемый поэтический венок на могилу его жены. Добрая память o нем должна сохраниться в истории испанской литературы именно в силу того горячего, искреннего участия, с каким он относился к ее представителям; что же касается его собственных произведений, давно уже забытых од, посланий и романсов, — то лучше так и оставить их в забвении.
От литераторов, высоко поставленных по рождению, перейдем к тем, которые возвысились посредством своих личных качеств.
Литературная деятельность графа де Торенои герцога де Фриаса