Лотоцкий «Михайлик-Семилеток». Раздумья о добре и зле
Цель: научить учеников сравнивать образы Михайлика и Лихослава, учить высказывать свои мысли о добре и зле, изображенных в произведении; воспитывать желание читать исторические произведения.
Оборудование: Иллюстрация Золотых ворот.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Все мы, как и герой рассказа Михайлик, должны остро проникаться судьбой нашей страны
2. Выступления учеников.
Мы все дети украинские, Украинский знаменитый род. Заботимся, чтобы о нас навсегда Добрая слава шла в мир.
Заботимся, чтобы то сокровище любви, Которое нам Бог в сердца вселил,
Родную землю и родной народ
Украсил и обогатил.
Свои способности и силы Развиваем каждый раз,
Чтобы народу была утеха
И чтобы польза была от нас.
В своих починах побеждаем
К добру и к красоте,
Есть чистые телом, духом,
Еще чище от росы.
На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о вечных неподвластных времени ценностях — добре, милосердии, красоте человеческой души — и задумаемся над тем, почему в человеческих отношениях так много зла.
3. Беседа с учениками.
— Какое впечатление вызвал у вас Михайлик?
Нравилось ли мальчику жить в Киеве? Почему? Откуда у него такая необыкновенная сила? (Зачитать, как об этом сказано в рассказе). Любил ли мальчик своего отца? А брата? Любил ли брат его? Какие необыкновенные способности имел Михайлик? Как относился народ к Михайлику? А к Лихославу? Почему Лихослав хотел отдать брата врагам? Как это его характеризует? От чего хотел защитить свой народ Михайлик? Как это его характеризует? Как Михайлик поборол врагов? (Зачитать).
4. Составление сравнительной характеристики
— Запишите черты характера Михайлика и Лихослава.
Михайлик | Лихослав |
Кто из них олицетворяет добро? А кто зло? Как это изображено в произведении? Следует ли на зло отвечать добром? Что называется кульминацией? Какая кульминация произведения? Хотел ли отец, князь Владимир, отдать Михайлика врагам? Что шептал черный дух на ухо отцу? Почему князь хотел созвать вече? Почему он не отдал Михайлика врагам? Почему большинство людей было за то, чтобы отдать мальчугана печенегам? Какое последнее слово сказал Михайлик киевлянам? (Зачитать).
Михайлик сделал свой выбор: оставил родительский дом и семью, обрек себя на изгнание, «аж пока весь народ не придет в сознание», кто он и какая у него сила.
Михайлик сделал свой выбор. Часто приходится выбирать и нам: как вести себя, помочь товарищу или нет, выучить урок или нет. Нам кажется, что жизнь народа от этого не изменится. Однако это не так. Ради могущества своего государства молодежь должна хорошо учиться и работать, а еще — делать правильный выбор.
Хотя Михайлик и маленький, а уже личность. Главное для него — независимость своего государства.
IV. ИТог урока.
О ком нам всегда будут напоминать Золотые ворота? (Рассмотрение иллюстрации). почему Михайлик не стареет?
V. ДОмашняя задача.
Дать развернутый ответ на вопрос: Посудите, не пришло ли время возвращаться Михайлику?
Лотоцкий «Михайлик-Семилеток». Раздумья о добре и зле