Любовь и творчество в лирических отступлениях «Евгения Онегина» А. С. Пушкина
Роман Пушкина «Евгений Онегин» — произведение во многом новаторское. Это касается и его жанра, и его композиции, и его языка. Одним из нововведений Пушкина в этом произведении стал образ автора. Благодаря этому герою Пушкин смог рассуждать в романе о многих вещах, волнующих его. Так, он говорит с читателем о дружбе, молодости, обсуждает с ним своих знакомых и друзей, рассуждает о любви и творчестве.
Эти рассуждения «рассыпаны» по всему роману. В первой же главе автор вспоминает две пары женских ножек. Конечно, это символ прелестной женщины, которую любил и до сих пор помнит Пушкин: Грустный, охладелый, Я все их помню, и во сне Они тревожат сердце мне. От этого «легкомысленного воспоминания» поэт переходит к более серьезным раздумьям. Он, легкими намеками, разворачивает перед нами целую любовную историю.
В воспоминаниях автора рисуется образ его возлюбленной: Взлелеяны в восточной неге, На северном, печальном снеге Вы не оставили следов: Любили мягких вы ковров Роскошное прикосновенье. Автор был безумно влюблен в эту прекрасную женщину. Он мучился и страдал, всей душой стремился еще хотя бы раз ее увидеть… Но здесь автор сам себя прерывает. Довольно!
Любовь женщин также обманчива, как и их ножки: Они не стоят ни страстей, Ни песен, ими вдохновенных: Слова и взор волшебниц сих Обманчивы… как ножки их. Уже в первой главе романа Пушкин соединяет две темы — любовь и творчество. Любовь служит вдохновением для музы.
Все жизненные впечатления и эмоции вскоре оживают под пером поэта. Но все не так у самого Пушкина. Любовь не позволяет ему творить.
Его «ум темен», а мысли направлены совершенно в другое русло: «Но я, любя, был глуп и нем». Только остыв и забыв прошедшую любовь, Пушкин вновь мог творить: «Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум…» Далее в романе чередуются рассуждения о любви и творчестве. Так, в 4 главе романа автор рассуждает о женской психологии. Он убежден, что «чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей».
Эта мысль наталкивает поэта на рассуждение о «науке страсти нежной». Автор убежден, что времена разврата прошли. Они достойны только «старых обезьян Хваленых дедовских времян…» Далее поэт начинает рассуждать о верности женщин. Он иронично замечает, что, конечно, любовь женщин вернее всего, но… «Любовью шутит сатана», поэтому ничего нельзя гарантировать…
Автор делает вывод: любить нужно только самого себя. Это самый надежный и верный объект для поклонения: Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, нет его.
Тема творчества начинает развиваться в романе со второй главы. Пушкин рассуждает о том, что хотел бы после себя оставить след. Этот след — его творчество: «Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук». Далее Пушкин рассуждает о своих творческих планах.
Иронично он предполагает, что, может быть, когда-нибудь будет писать прозой. О чем же будут его произведения? О преданьях русского семейства и нравах старины.
В конце романа автор вспоминает о своей юности, когда он только начинал писать. Пушкин вспоминает о начале своей творческой деятельности: И свет ее с улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И в гроб сходя, благословил. После этого только муза была единственной верной спутницей поэта.
Где бы он ни был, куда бы его не бросала судьба, — везде Муза вдохновляла и окрыляла автора.
Любовь и творчество в лирических отступлениях «Евгения Онегина» А. С. Пушкина