Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Свою комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказывает о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Особенно трагично они звучат, как мне кажется, в столкновении героев «молодого поколения» — Чацкого, Молчалина, Софьи. Главный герой комедии — молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий — «новый» человек с прогрессивными либеральными взглядами.
Этот герой наполнен возвышенными идеями. Он протестует против старых порядков, которые существовали в ту эпоху не только в Москве, но и во всей России. Чацкий борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм: Нет, нынче свет уж не таков. Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов. Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье.
Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя поджидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что все московское окружение — это чужие для героя люди.
Он никак не может согласиться с их взглядами на жизнь. Так, Чацкий считает, что каждому человеку необходимо образование. Кроме того, он патриот России. Герой мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, хорошо знали и говорили на русском языке. Кроме того, Чацкий — ярый сторонник отмены крепостного права.
Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить устройство России к лучшему, сделать так, чтобы людям жилось честнее и справедливее. Однако в доме Фамусова он сталкивается с ярым сопротивлением — у него появляются настоящие идейные враги. Одним из них является Алексей Степанович Молчалин. Этот герой — человек одного с Чацким поколения. Но, в отличие от Александра Андреевича, Молчалин — убежденный консерватор, поэтому взаимопонимание между ними невозможно.
Больше того, между этими персонажами неизбежен конфликт — их жизненные идеалы, нравственные принципы и поведение в обществе абсолютно противоположны. Так, например, Чацкий не может понять, «зачем же мнения чужие только святы». Молчалин же, как и Фамусов, считает зависимость «от других» основным законом жизни: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
Бесспорно, Молчалин, в отличие от Чацкого, посредственность. Но у него есть «свой талант» — «умеренность и аккуратность». Благодаря им, герой уже добился «многого»: «С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил». Мировоззрение и поведение Молчалина строго регламентируется его положением в служебной иерархии. Молчалин и помыслить себе не может какой-то маломальской свободы — в мыслях или поступках.
Для него главное — авторитеты: Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом Чиновные и должностные — Все ей друзья и все родные… Зато, в отличие от Чацкого, Молчалин органично вписывается в фамусовское общество. Можно сказать, что это «маленький Фамусов», ведь у него много общего с главным московским «тузом», несмотря на их большую разницу в возрасте и в общественном положении.
Например, отношение Молчалина к службе — чисто «фамусовское»: он хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить». Молчалин — антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софье. Чацкий искренне влюблен в эту девушку, выше этого чувства для него ничего не существует. Молчалин же лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по собственному признанию, не находит в ней «ничего завидного». Что же представляет собой Софья Фамусова — «предмет» единоборства Чацкого и Молчалина?
На мой взгляд, это очень противоречивый персонаж. С одной стороны, дочь Фамусова умна и неординарна. По своим внутренним качествам на должна стать сторонницей Чацкого. Однако, к сожалению, этого не происходит.
Больше того, именно Софья становится причиной гонения Александра Андреевича — она, оскорбившись за Молчалина, объявляет Чацкого сумасшедшим. Мы понимаем, что большой потенциал этой героини загублен «фамусовским» воспитанием — ложью, двуликостью, косностью, консерватизмом. Возможно, когда-нибудь Софья и раскроет все свои возможности, однако этот вопрос автор оставляет открытым. Как, впрочем, и вопрос о дальнейшей судьбе Чацкого и Молчалина. Таким образом, молодое поколение в комедии Грибоедова «Горе от ума» представлено совершенно разными персонажами, представляющими кардинально противоположные взгляды на жизнь.
Автор подчеркивает, что представления Чацкого революционны и оттого отторгаемы большинством. Взгляды же старой Москвы чрезвычайно сильны, потому что поддерживаются огромным количеством молодых людей. Поэтому борьба старого и нового предстоит нешуточная. Кто из нее выйдет победителем? У автора, как и у нас, есть свои предположения.
Однако рассудить героев комедии может только время.
Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»