Начнем с чтения
На Роман «Господа Головлевы» программа отводит немного времени, поэтому стоит начать с комментированного выборочного чтения первой главы «Семейный суд» . Я сразу говорю ребятам о цели такой работы: найти в первой главе ключевые слова, связанные с проблематикой романа. Это вызывает интерес .
Если школьники затрудняются назвать основные проблемы романа, то это можно сделать как раз в процессе чтения.
Перед чтением обратимся к названиям глав романа. Пять из семи связаны со словом «семья», а все содержание романа говорит как раз о «несемейных» отношениях. Что становится причиной таких отношений, как они влияют на формирование личности человека, на его мировосприятие, на его судьбу? Что лежит в основе разрушения семьи?
Над этими вопросами задумывается читатель, на них отвечает автор — и при внимательном чтении уже в первой главе можно выявить многие связанные с проблематикой романа мотивы, которые будут раскрываться в последующих главах.
Глава посвящена истории семейства Головлевых и старшему сыну — Степану, над которым и устраивается «судьбище».
На первой же странице мы находим слова «сума переметная», «предательство», сказанные в связи с характеристикой , данной Ариной Петровной бурмистру. Эти слова здесь не случайны: ведь далее мотив предательства становится ключевым, а главный герой будет назван Иудушкой. Затем мы обращаем внимание на то, что основной заботой Арины Петровны является материальная выгода. Судьба сына ее не волнует — она беспокоится о доме, который был продан им за долги.
Она все меряет деньгами, хоть и говорит об этом доме как о «родительском благословении». Рассказывая о семейном положении Головлевых, автор сразу же указывает на одиночество Арины Петровны. Слово «одиночество» найдет свое повторение в описании жизни мужа Арины Петровны, будет ключевым при описании жизни Степана в имении матери, самой Арины Петровны в последние ее годы.
Затем мы продолжаем находить слова, характеризующие эту «несемью»: много раз повторяются в связи с детьми и другими членами семьи слова «постылый», «обуза», «шут», «балбес». Автор часто повторяет также слова «праздный», «праздность». «Жизнь праздная и бездельная» разрушила личность главы семейства; неумение трудиться сначала губит карьеру Степана, а потом, в имении матери, вынужденная праздность и одиночество просто сведут его с ума. В следующих главах мы прочитаем о том, что именно праздность в жизни Арины Петровны и Иудушки будет влиять на них самым разрушающим образом.
Также встречаем слова, характеризующие отношения в семье: «равнодушие», «ненависть».
Далее читаем, что Арина Петровна «внимание свое устремила исключительно на один предмет: на округление головлевского имения». К слову «округление» тут же, через несколько строк, находится родственное слово «круговорот», который затягивает всех оказавшихся рядом и приводит к тому, что в семействе Головлевых — семьей их назвать очень трудно — все очень одиноки и лишены хоть сколько-нибудь человеческих отношений.
Читая страницы, рассказывающие о Степане, идущем к дому матери, обращаем внимание на слова «глухая стена», «ему некуда больше идти» . Его жизнь вне родительского дома не сложилась во многом благодаря воспитанию и атмосфере в семье, в сорок лет она уже превратилась в существование . Степан оказывается в тупике, перед «глухой стеной», не зная, как жить дальше: «оставался один путь — в Головлево», и он туда «идет, словно на Страшный суд». Степан сам называет свое возвращение «расплатой за тот угар, в котором бесследно потонуло его прошлое».
На слово «расплата» тоже обращаем внимание — вспомним название последней главы романа «Расчет». Здесь, конечно, необходимо сказать о проблеме смысла жизни, которая получит основное свое развитие в последних главах в связи с образом Иудушки.
Перед деревней Степан видит колокольню церкви, крестится. Обращаем на это внимание, так как тема веры в Бога, тема греха и раскаяния тоже будет иметь свое продолжение в описании последних дней жизни Иудушки. Интересно также отметить упоминание евангельской притчи о блудном сыне.
Степан хочет прощения, человеческого понимания, хотя знает, что это для него невозможно. Возникает и варьируется мотив тупика: сырой подвал, серая пропасть, погост , гроб , склеп. Герой идет в Дом матери как на верную смерть.
Степан как будто уже и умер: он заходит к священнику перед тем, как идти в усадьбу.
Последняя часть первой главы подробно рассказывает читателю о жизни, вернее, существовании Степана в доме матери. Позже многие детали будут повторяться при описании конца жизни Арины Петровны и Иудушки.
Такая работа с текстом очень полезна. Она пробуждает интерес к слову, к мысли автора, помогает увидеть и понять то важное, что скрыто в подтексте.
Ольга Журавлева, Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 13, г. Жуковский
Начнем с чтения