Особенности поэтической речи и стихосложения
Стих — строка в стихотворном произведении. Строфа (от греческого букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы — четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе). Рифмовка Рифмы бывают мужские (когда ударение падает на последний слог в строке) и женские «когда последний слог в строке безударный). Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе. 1. Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема — АА. 2. Перекрестная рифмовка — в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й. Схема — АБАБ. 3. Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й. Схема АББА. Стопа — повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное — ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер. Двусложные размеры В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов — одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр. : «Мчатся тучи, вьются тучи…» — Пушкин. Или «Выхожу один я на дорогу…» — Лермонтов. Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге. Напр. «Я вас; любил, любовь еще, быть может… » — Пушкин. Или «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — Пушкин. Пиррихий — условное название пропуска схемного ударения в хореических и ямбических размерах. Напр. «Три девицы под окном» Пушкин. (трехстопный хорей с пиррихием на месте первой стопы). Или «И лучше выдумать не мог» — Пушкин. (четырехстопный ямб с пиррихием на месте третьей стопы). Спондей — условное название сверхсистемного ударения в стопе хорея или ямба. Напр.: «Швед, русский, колет, рубит, режет» — Лермонтов. Трехсложные стихотворные размеры Состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Дактиль (от греческого букв, палец) — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Напр. «В полном разгаре страда деревенская… » — Некрасов. (четырехстопный дактиль) Амфибрахий (от греческого букв, с двух сторон краткий) — трехсложный метр с ударением на втором слоге. Напр.: «Гляжу, как безумный, на черную шаль… » — Пушкин. (четырехстопный амфибрахий). Анапест (от греческого — обратный дактилю, буквально — отраженный назад) — трехсложный метр с ударением на третьем слоге. Напр. : «Что ты жадно глядишь на дорогу…» — Некрасов. (трехстопный анапест) Аллитерация — повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. Является мощным художественно-изобразительным средством. Напр. : «Пора, перо покоя просит…» — Пушкин. Звукоподражательная аллитерация: в басне Сумарокова лягушки говорят: «О как, о как, нам к вам, к вам, боги, не гласить?..» В древнескандинавской и древнегерманской поэзии получил распространение так называемый «аллитерационный стих», где в каждой строке по меньшей мере 2 или 3 слова должны были начинаться одним звуком. Ассонанс — повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке. Также является изобразительным средством, составляет основу так называемых «неточных рифм», в которых совпадает ударный гласный и не совпадает согласный: рука — стена — удар — взмах и т. д. Был широко распространен в средневековой романской поэзии («Песнь о Роланде»).
Особенности поэтической речи и стихосложения