Петр I как культовая фигура культуры XVIII в
Образ Петра I стал олицетворением великих преобразований России XVIII в. Именно таким он предстает в скульптурной работе французского мастера Этьена Мориса Фальконе, выполненной по заказу Екатерины II. В 1766 г. упомянутый скульптор вместе со своей девятнадцатилетней помощницей Мари Анн Колло прибыл в Петербург по специальному приглашению императрицы. Разрабатывая концепцию памятника, Фальконе стремился показать Петра как «созидателя, благодетеля своей страны».
Так возникла оригинальная идея изобразить императора в образе всадника, стремящегося «быстрым бегом на крутую гору» и простершего «правую руку к своему народу». Гора в этом замысле символизировала «трудности, понесенные Петром», а прыжок коня — «скорое течение дел его».
Нетрадиционная для классического конного монумента композиция, не предполагавшая третьей точки опоры, требовала особого технического решения, и скульптор нашел способ сделать ее устойчивой: помимо двух очевидных опор памятника здесь есть и третья — скрытая .
В 1782 г. памятник Петру был установлен в Петербурге на Сенатской площади, выходящей на берег Невы. С разных сторон монумент открывается по-разному: если смотреть на него с набережной, кажется, что конь вот-вот спрыгнет с постамента; при взгляде же со стороны Исаакиевского собора он, напротив, выглядит гораздо более устойчивым, а рука Петра простерта над крышами зданий, расположенных на противоположном берегу реки. Столь же необычен и постамент памятника — огромная внешне не обработанная глыба камня. Этот знаменитый «Гром-камень», как его называли, своей природной мощью и шероховатостью фактуры символизировал «дикую Россию», которую, по словам Пушкина, Петр «поднял на дыбы».
Его нашли неподалеку от Петербурга и доставили с помощью специально для этого случая придуманных приспособлений.
По просьбе Екатерины II поэт Г. Р. Державин составил несколько вариантов надписи на постаменте. Императрица выбрала фразу «Petro Prima Catharina Secunda», написанную на латыни и по-русски: «Петру Первому Екатерина Вторая». Этот памятник, ставший символом прорыва России в Новое время, является одним из центральных образов поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».
Петр I как культовая фигура культуры XVIII в