«Пиковая Дама» Людмилы Улицкой: категории пространства — времени в произведении
…Дело в том, что я всю жизнь настаиваю на том, что частная жизнь главнее, чем общественная.
Л. Улицкая. Из интервью
— Какая все это глупость… — Да нет, это жизнь.
Л. Улицкая. » Пиковая Дама»
Цель урока — на примере изучаемого рассказа постичь метафорический смысл пространства и времени в художественном произведении: хронотоп в литературе непременно несет на себе черты образно-символические, отражает мировоззрение автора, его отношение к жизни, его художественное сознание.
Задание к уроку: составить цитатный план, отражающий жизненный путь героинь и их отношение к людям и миру: 1-й вариант — образ Анны Федоровны, 2-й вариант — образ Мур.
1. Биографическая справка о писателе составлена на материале заметок о Л. Улицкой в прессе и интервью с писательницей.
Существуют целый ряд современных писателей, уже занявших место в литературе; среди них Людмила Петрушевская, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Борис Акунин. По высоте над уровнем моря эти авторы неравнозначны, однако книги их всегда становятся событиями. Улицкая несомненно принадлежит к ним. Книги Людмилы Улицкой переведены на семнадцать языков. Ее постоянные читатели живут не только в России, но и в Германии, Америке, Турции, Китае.
Французы наградили Улицкую почетной премией Медичи, итальянцы — премией Джузеппе Ацерби. В России Улицкая стала букеровским лауреатом, получила премию «Большая книга».
В чем причина такой популярности у самых разных народов? Чем привлекательны ее книги для людей разного возраста, положения и интересов? Чем завоевала она читательские сердца?
Заканчиваем этот этап работы вопросами учащихся, непосредственно касающимися изучаемого рассказа. Вся дальнейшая работа будет ориентироваться на поиск ответа на них. Можно сформулировать их словами из текста:
Отчего ей была дана власть над людьми?
А почему ты ей не сказала «нет»?
2. Метафорический смысл образа времени и пространства в рассказе.
Перед нами семья, живущая в одной квартире. Семья — это особое объединение людей — родственных душ, а Дом — то пространство, которое олицетворяет быт, уклад, взаимоотношения и традиции семьи. Понятие дома шире понятия места жительства, это сосредоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода.
— Какой уклад, какие традиции сложились в семье героев рассказа? Несет ли пространство дома функцию организующего и связующего звена всех проживающих в этом доме людей? Кто, на ваш взгляд, является главой семьи?
Кажется, что глава, она же повелительница, она же центральная фигура в доме — Мур. Но попробуем произнести два словосочетания: «семья Мур», «семья Анны Федоровны». Первое звучит нелепо, а вот второе очень органично.
Перед нами первый парадокс: правит домом Мур, а олицетворяет быт, уклад, традиции — все, что мы вначале обозначили как ценностные характеристики дома, — Анна Федоровна, которой в этом же доме почти нет места и времени для себя.
Обратимся к тексту. Местоположение Мур автор указывает не единожды — в центре. А вот пространство Анны Федоровны метафорически выражает ее сон.
Ей приснился взрослый мужчина, уменьшенный до размера большой куклы, лежащий в ящике письменного стола и жаловавшийся: «Мамочка, как же мне здесь плохо…» Скорее всего, этот странный и даже страшный сон отражал подсознательный стон самой героини: «Мамочка, как же мне здесь плохо…» Пространство Анны Федоровны не больше ящика, приснившегося ей.
Образ времени заявлен в самом начале рассказа: «Разница в возрасте Мур и Анны Федоровны составляла стремительно уменьшающуюся величину…» Время в доме идет по-разному: у всех героев возраст увеличивается, и только Мур не просто игнорирует его, но старается повернуть вектор времени в обратном направлении, причем не только с помощью косметики, кремов, туфель на каблуках, но и своими детскими капризами и желаниями.
— Что такое личная жизнь? Для чего она нужна? Что можно сказать о личной жизни Мур?
В чем уродливость ее представлений о личной жизни?
— Было ли место и время для личной жизни у Анны Федоровны? .
Вчитаемся в эпизод с утренним шоколадом. С чем связан единственный момент в этой сцене, когда Мур «удовлетворенно вздохнула»? Это произошло, когда Анна Федоровна уже не знала, чем угодить, была загнана в угол и ждала скандала.
А Мур, подчеркивая свое торжество и превосходство над дочерью, «обманула ее ожидания»: насмешливо улыбнулась и отложила скандал. Надолго ли?
Продолжим сравнительную характеристику героинь по следующему примерному плану.
Сравните портретное описание героинь. Опираясь на подготовленный дома план, кратко перескажите их судьбу, уделяя внимание отношению к окружающим людям и миру. — Раскройте смысл следующей фразы-характеристики: «В прежние времена Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами ее пьесы, но с годами все второстепенное линяло и в центре пустой сцены оставалась она одна и ее разнообразные желания». Манера общения Мур с домочадцами. Манера, которая выработалась у Анны Федоровны в общении с матерью. Как раскрывается отношение автора к своим героям через имена, которыми их называют в рассказе?
Одну героиню автор величает по имени-отчеству, а другую, наоборот, даже не по имени, а по прозвищу, которое на протяжении всей жизни заменяло настоящее имя, лишь однажды мелькнувшее в рассказе, и то вскользь: «…трех красавиц: Марии, Эльвины и Беаты». Сравнения, используемые автором для характеристики героинь.
Анна Федоровна — «…Катя и Анна Федоровна, обе в старых теплых халатиках, похожие на поношенные плюшевые игрушки, сели на гобеленовый диванчик, такой же потертый, как они сами»; «Ты ангел, Анеля…»; «Ты просто святая».
— Какие черты характера Анны Федоровны подчеркивают эти сравнения?
Мур — «Только желтоватые костяные кисти в неснимающихся перстнях да длинная шея с маленькой головой торчали, как у марионетки».
В этой художественной детали, на наш взгляд, еще один парадокс, который указывает читателям автор, сравнивая Мур с марионеткой. Что хотел сказать автор этим сравнением? Кто в этом доме марионетка: Анна Федоровна, подчиняющаяся любому капризу сварливой старухи, или все же сама Мур, управляемая своим эгоизмом и полностью подчиненная ему?
«Это чудовище, гений эгоизма, Пиковая Дама, всех уничтожила, всех похоронила…» Какие чувства по отношению к Мур выражает Марек в этой фразе? Почему ему удается вести себя с Мур иначе, чем остальным героям?
«А матушка твоя — настоящая Пиковая Дама. Пушкин с нее писал». Вспомним старую графиню, героиню новеллы А. С. Пушкина, и сравним ее с образом, созданным Л. Улицкой. Своей реминисценцией Улицкая как бы предлагает сделать это сопоставление. Какова цель автора?
Показать, что во все времена существуют жестокие старухи, гении эгоизма и равнодушия, мучающие и изводящие своими капризами близких?
И все-таки Пушкин исполнен некоторого сочувствия к своей героине: «…Графиня, конечно, не имела злой души, но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм…» В отношении Мур Улицкая более категорична: «чудовище», «гений эгоизма». Это не пушкинская «тайная недоброжелательность», а откровенное, циничное презрение к поступкам, чувствам, мыслям и самому существованию своих близких. Да и близкие у Пушкина и Улицкой разные. Лизавета Ивановна — бедная воспитанница, взятая в дом из милости, — не редкий случай для той эпохи.
Совершенно другое дело Анна Федоровна — талантливый врач, профессор, человек, имеющий дочь и внуков. Это состоявшаяся личность, уважаемая всеми, кроме родной матери. Тот факт, что Мур проявляет агрессию к самым родным и близким людям, окружившим ее теплом и заботой, вмешивается в их судьбу, делает эту героиню страшнее и опаснее старой графини.
Но что же заставляет Анну Федоровну потакать всем ее капризам?
— Попытайтесь объяснить смысл следующей фразы: «…С глубоким отчаянием, испытываемым из-за невозможности любить и неспособности не любить эту тонкую, нечеловечески красивую, всегда театрально разодетую женщину, которая приходится родной матерью»?
— Почему, словами ее дочери Кати, она «не сказала «нет»»?
Это очень сложный вопрос. Анна Федоровна дает на него такой ответ: «Я ее боюсь. И есть долг.
И есть жалость». В этой фразе перед нами раскрывается характер героини, объясняющий нам парадоксальную ситуацию, подмеченную в начале анализа: Мур правит, а дом держится на Анне Федоровне, она и есть настоящая глава семьи. Характер этот мягкий и совестливый, но сколько нужно силы, терпения и мужества, для того чтобы оставаться дочерью и сохранять мир в доме в присутствии Пиковой Дамы!
Подводя итог сравнительному анализу центральных образов, ответим на вопрос: чей образ сложнее, многограннее?
Героиня, которая фактически не имеет в доме ни места, ни времени для себя, которая отказалась от счастья по первому требованию матери, оказывается стержнем, опорой дома и семьи. Вот только сил у Анны Федоровны остается все меньше и меньше, а капризам Мур нет числа.
Мы уже отмечали, что время в доме для героинь движется с разной скоростью, в разном направлении и с разным результатом. Что изменяется с приездом Марека? «Семейный экстаз», «весь дом сошел с ума»: у героев появляются новые планы, надежды — темп жизни ускоряется, появляется возможность расширить пространство, увидеть мир, окунуться в новую жизнь.
Мы переходим к финальной части рассказа, пытаясь найти причину трагической и нелепой смерти героини. Один раз в жизни решилась Анна Федоровна поставить Мур «перед фактом семейного неповиновения».
— Почему Мур была против поездки правнуков в Грецию?
— Что придумала Анна Федоровна, чтобы обмануть Мур? В каком состоянии находилась все это время? Для кого старалась?
О чем мечтала?
— Германн у Пушкина наказан за свои преступления. Но Анна Федоровна? Как можно объяснить ее смерть?
— Мур победила? Ведь снова осуществилось все именно так, как она захотела. Как вы понимаете смысл последней сцены?
— Дом разделяет судьбу своего хозяина и подвергается разрушению после его смерти. Что станется с пространством дома? Что станет с героями рассказа?
Какова может быть их дальнейшая судьба?
«Чем страшна Пиковая Дама?» — этот вопрос становится темой для письменного домашнего размышления старшеклассников.
Евгения Викторовна Сафонова, Учитель русского языка и литературы. Живет в Самаре
«Пиковая Дама» Людмилы Улицкой: категории пространства — времени в произведении