Поэзия Испании в годы национально-революционной войны
Наиболее интенсивно в годы войны развивалась поэзия. Для первого этапа войны весьма характерно возрождение романсовой поэзии. К этой традиции обратились как поэты-профессионалы, так и тысячи безвестных поэтов из народа. Уже в конце 1936 г. появляются первые сборники новой романсовой поэзии. Весной 1937 г. Р. Альберти издает антологию «Романсеро гражданской войны» (Romancero de la guerra civil), а в конце того же года — «Всеобщий романсеро гражданской войны» (Romancero general de la guerra civil), куда вошло около тысячи романсов, написанных лишь за первый год войны. Здесь наиболее обширен раздел героических романсов, славящих подвиг народа в войне и народных героев.
Большое распространение получает также сатирический романс. В традиционных формах «лирического романса» поэты выражают скорбь народа по его погибшим сыновьям (особенно много романсов было посвящено гибели Лорки), воспевают любовь к родине, ее природе. Интересны изменения, которые вносит действительность в жанр «мавританского романса»: если когда-то эти романсы повествовали о Реконкисте, а в XV — XVI вв.- о любви двух молодых людей, принадлежащих к враждебным народам, то сейчас «мавританский романс» гневно обличает франкистов, обманным путем втянувших мавров (марокканцев) в войну.
Разумеется, творчество поэтов отнюдь не ограничивалось только жанром романса. Напротив, одной из характерных особенностей испанской поэзии этих лет было чрезвычайное разнообразие жанров, стилистических манер и художественных средств. При этом, однако, общая тенденция развития поэзии того времени обнаруживает тяготение поэтов (даже тех, кто прежде отдал дань усложненной сюрреалистической образности) к поэтической ясности.
В борьбе за свободу объединили усилия писатели разных поколений. А. Мачадо, несмотря на болезнь, с энтузиазмом сотрудничал в антифашистских журналах, редактировал «Ора де Эспанья» («Час Испании»), создал цикл стихотворений, посвященных войне. Другой поэт старшего поколения — Луис де Тапия (Luis de Tapia, 1871 — 1937), который с конца 20-х годов регулярно публиковал в периодике «Строфы на злобу дня» (Coplas del dia), своеобразную сатирическую летопись реакционной Испании, в первые же дни гражданской войны насыщает эти «Строфы» героической и антифашистской темой. Особую известность приобрело его стихотворение «Стальные роты» (Сотра-nfas de асего), которое стало одной из самых популярных народных песен.
Выдающуюся роль в литературе национально-революционной войны сыграли поэты, пришедшие в литературу в 20-х годах. Висенте Алейксандре в своем раннем творчестве отдал дань сюрреализму; в годы войны он публикует стихотворения антифашистского характера, частично вошедшие в «Романсеро гражданской войны». Именно в этот период поэт обращается к гуманистическим и реалистическим традициям, которым сохраняет верность и после поражения республики. Поэтические произведения о героической борьбе против фашизма печатают также Мануэль Альтолагирре (Manuel Altolaguirre, 1904 — 1959), Эмилио Прадос (Emilio Prados, 1899-1962), Педро Гарфиас, Аргуро Серрано Плаха и др.
Вместе с тем национально-революционная война выдвинула в поэзии Испании ряд новых имен молодых поэтов. Антонио Апарисио (Antonio Aparicio, род. в 1917 г.), например, обратился к литературному творчеству в 1935 г. В первые же дни войны он вступает добровольцем в народную милицию. В перерыве между боями он создает цикл романсов, посвященных памяти Ф. Гарсиа Лорки — этот цикл вышел отдельным изданием в 1938 г. под названием «Элегия светочу Гранады» (Elegia a la luz de Granada). В феврале 1937 г. Апарисио был тяжело ранен. В госпитале он пишет поэму «Испания» (La Espana, 1937), которая стала одной из первых попыток дать обобщенную картину борьбы народа. В последний период войны поэт создает стихи и пьесы, пользовавшиеся широкой популярностью в республиканской Испании.
Артуро Серрано Плаха (Arturo Serrano Plaja, род. в 1909 г.) юношей принимал участие в студенческом революционном движении, а в 1933 г. вступил в коммунистическую партию и примкнул к литературной группе журнала «Октубре». В начале войны Серрано Плаха сражается в рядах 5-го полка, а затем активно работает в «Альянсе антифашистской интеллигенции» и в его органах «Mono асуль» и «Ора де Эспанья». К этому времени относятся его многочисленные песни и романсы, среди которых особую известность приобрели ставшие народными песнями «Четыре генерала» (Los cuatro generates; песня написана совместно с Альберти в первые дни обороны Мадрида, осаждавшегося четырьмя фашистскими колоннами) и романс «Четыре ударных батальона» (Los cuatro batal-lones de choque) о героизме воинов 5-го полка. В 1938 г. Серрано Плаха опубликовал сборник стихотворений «Человек и труд» (El hombre у el trabajo) о героических буднях людей труда в республиканском тылу.
Большой популярностью пользовались также стихотворения X. Эрреры Петере, позднее собранные в книге «Живая война» (La guerra viva, 1938). Романсы и другие стихи, включенные в этот сборник, пронизаны идеей справедливости народной войны, которую ведут трудящиеся Испании. Его стихотворения «Гимн 5-го полка» (Himno del 5-о Regimiento), «Комиссары» (Comisarios) и другие посвящены героям-коммунистам, руководителям общенародной борьбы.
Поэзия Испании в годы национально-революционной войны