Рецензия на фельетон М. А. Булгакова «Похождения Чичикова»
«Похождения Чичикова» — фельетон , написанный Булгаковым в 1922 году. Уже название произведения отсылает нас к бессмертному роману Н. В. Гоголя «Мертвые души». И действительно, сюжет фельетона «опирается» на гоголевских героев.
Важно отметить, что хотя главное место здесь занимают персонажи «Мертвых душ» и, конечно, сам Чичиков, но в произведение включены герои и сюжеты других произведений Гоголя. Да и в тексте «Похождений» постоянно «проявляются» цитаты и заимствования из известных гоголевских творений. Фельетон имеет кольцевую композицию — все «приключения» Чичикова поданы автором как сон, приснившийся литератору, любящему и ценящему творчество Гоголя. Булгаков помещает достославного Павла Ивановича в современные писателю условия — послереволюционную Москву 1920-ых годов. Герой вынужден как-то приспосабливаться, «устраиваться» в этой, новой, казалось бы, для него жизни.
Но с предприимчивостью и энергией, свойственной Чичикову, герою это удается «преотличнейшим образом», тем более что повсюду он встречает своих знакомцев, начиная от коменданта общежития дяди Лысого Пимена и заканчивая Ноздревым с Коробочкой. Опять, как и сто лет назад, мошеннику Чичикову удается заработать грандиозный капитал — он становится «трильонщиком». Путем обмана, надувательства, жульничества герой опять на какое-то время оказывается «на коне».
Но, надо отдать им должное, Павлу Ивановичу активно «помогают» в этом все окружающие, которые состоят из характеров и типажей, выписанных Гоголем еще сто лет назад. Послереволюционную Москву населяют все те же Собакевичи и Ноздревы, места чиновников занимают все те Кувшинные Рыла и Неуважай-Корыта, а обычные обыватели так же косны и равнодушны, как и прежде. Ничего не изменилось — складывается ощущение, что мы попали в Россию начала 19 века. Та же коррупция, пронизывающая все слои общества, та же халатность и разгильдяйство, та же бестолковость, непрофессионализм и равнодушие «властьпридержащих» к своему народу. Больше того, в некоторых областях, по мнению писателя, дела со времен Гоголя только ухудшились.
Так, в общежитии, которое образовалось на месте трактира, в котором жил Чичиков, «само собой, грязь и гадость была такая, о которой Гоголь даже понятия не имел». Но позвольте, вопрошает своим фельетоном Булгаков, но как же революция, которая должна была разрушить старый мир со всеми его пороками и построить новое, идеальное, общество? Получается, ничего этого не вышло? Ведь все то, что было «до», перешло и в «после»!
Мало этого, это приняло колоссальные размеры и масштабы. Что при Гоголе разъезжало на тарантасах и в колясках, теперь распространяется со скоростью электричества: «Та же стихия действует в новом темпе» Зло увеличило свое быстродействие в тысячи и десятки тысяч раз! Таким образом, «Похождения Чичикова» — это острейший фельетон на так называемые «гримасы нэпа». Здесь мы встречаем не только героев «Мертвых душ», но и персонажей «Ревизора».
Сам рассказчик сопоставляет себя с Хлестаковым — «маленьким человеком», мечтающим испытать все «наслаждения» жизни , но не имеющим такой возможности. Единственный шанс для него почувствовать прелесть жизни — пофантазировать. Но в своих мечтах рассказчик беспощаден: «Гром пошел по пеклу… — Вот черт налетел! И откуда такого достали?!» Сопоставление этого героя с Хлестаковым заставляет задуматься — только лишь «социальная разруха» делает гоголевские типы такими живучими?
Может быть, великих классики описали нам человеческие типы, которые существуют во все времена, существуют именно потому, что так создала их природа? Конечно, общественные условия позволили их порокам «проявиться в полной мере», с этим никто не спорит. Но суть, суть их объясняется волей Господа Бога и матушки-природы.
Думаю, Булгаков это отлично сознавал. Однако цель его в данном произведении была другая — обличить пороки, показать, что жизнь нисколько не изменилась, а лишь гиперболизировала то, что было в столь непринимаемом большевиками российском прошлом. По мнению философа Н. Бердяева, в «Похождениях Чичикова» Булгаков показал, что «в стихии революции обнаруживается колоссальное мошенничество, бесчестность, как болезнь русской души. Вся революция наша представляет собой бессовестный торг — торг народной душой и народным достоянием». Больше того, писатель убежден, что революция закончила процесс омертвения человеческих душ, полностью изгнала Человека из человека.
Это значит, напрашивается вывод их фельетона Булгакова, что революция преступна, аморальна и антигуманна. Думаю, именно так писатель и относился к совершенному в его стране перевороту. И считал необходимым, несмотря ни на что, донести свое мнение до читателей.
Рецензия на фельетон М. А. Булгакова «Похождения Чичикова»