Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель поставил ряд важнейших проблем своего времени — столкновение двух эпох, двух миров — старого «закостеневшего» и нового «прогрессивного». Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и во взаимоотношениях в Софьей. Вот почему в комедии образ Софьи играет немаловажную роль. Чацкий, отсутствовавший три года, возвращается в Москву и замечает, что Софья, его любимая девушка, очень изменилась — и внутренне, и внешне, и в отношении к нему, Чацкому.
Сцена встречи бывших влюбленных построена автором на контрасте: Чацкий, оживленный, болтливый, спешащий узнать новости, и Софья, отвечающая на многочисленные вопросы сначала неохотно, затем с раздражением. От Чацкого не укрывается странное поведение Софьи: Удивлены? И только? Вот прием! Как будто не прошло недели; Как будто бы вчера вдвоем Мы мочи нет друг другу надоели.
Ни на волос любви! Куда как хороши! В этом маленьком диалоге происходит завязка двух основных сюжетных линий Чацкий-Софья и Чацкий — фамусовское общество. В разговоре с Фамусовым, в котором тот раскрывает свою жизненную философию «и награжденья брать и весело пожить», Чацкий узнает, что Фамусов не выдает Софью за него замуж потому, что у него на примете есть завидный жених — Скалозуб. В этой сцене видно, как Фамусов всячески угождает гостю, и как пренебрежительно относится к Чацкому, замечая, впрочем, что «он малый с головой», но в службе не видит смысла.
Отсюда и начинается борьба Чацкого за Софью, поиск человека, которого она любит. Желание разобраться в чувствах девушки и ведет к обострению взаимоотношений героя со средой. В разговорах со Скалозубом, Фамусовым, Молчалиным Чацкий не скрывает своего резко отрицательного отношения к крепостничеству, отвергает предрассудки, страстно отстаивает идеалы справедливости, свободы, просвещения. Чем более он пытается понят, что случилось с Софьей, тем более узнает фамусовское общество, и тем более протестует против него.
Таким образом, частная линия осложняется общественной коллизией, которая становится ведущей. Образ Софьи — своеобразная пружина, движущая основной конфликт пьесы. Однако этот образ ценен и с точки зрения того, что происходит с личностью в фамусовском обществе. Эта девушка наделена хорошими качествами: она умна, обладает сильным характером. Софья любознательна, много читает , свободна от предрассудков в любви.
В Софье нас привлекает способность глубоко переживать и искренне любить. Когда ей открылось истинное лицо Молчалина, девушка сумела признать свою ошибку и не уронить свое достоинство, хотя ей было нестерпимо больно. Все же Софья — дитя фамусовского общества и лучшие качества ее характера не могут получить в нем развития.
Поэтому героиня оказалась способна на подлость, наговорив на Чацкого, не увидела в Молчалине беспринципного и безнравственного человека. В своем произведении Грибоедов сумел новаторски подойти к жанру комедии, к характерам произведения, в частности, образу Софьи Фамусовой.
Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»