Роль злого начала в судьбе человека
Школьное сочинение По трагедии » Фауст » И. В. Гете.
Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением важнейших тенденций и противоречий современности той эпохи.
Трагедия «Фауст» стала произведением Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради человека, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки. Начинается трагедия «Фауст» «Прологом на небе», где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напоминающая философскую дискуссию. В разговоре впервые звучит имя Фауст, которого Бог приводит в пример как своего верного раба. Мефистофелю удается убедить Бога провести эксперимент, обещая заставить Фауста пресмыкаться и «жрать… прах от башмака».
Бог в данном споре является носителем оптимистического взгляда на человека, а Мефистофель ведет себя как закоренелый скептик, не верит в человеческую порядочность и рассудительность. Мефистофель отправляется на землю. И начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и незначительного.
Доктор Фауст — ученый-энциклопедист, почитаемый среди народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная опустошенность толкает Фауста обратиться к магии, но дух, которого он вызвал, ужасно испугал его. Вскоре в комнате Фауста появляется и Мефистофель. Гость едко посмеивается над слабостями человека, никчемностью существования, будто проникает в глубину терзаний Фауста.
Мефистофель обещает открыть Фаусту все радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасное мгновение остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля. И они отправляются странствовать.
Мефистофель — воплощение зла мудрости. Он досконально знает человеческую натуру, и как никто, умеет воспользоваться ее слабостями. Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и переживания, но ему не удается устоять против чар любви.
Но и любовь не смогла дать Фаусту чувства безоблачного счастья, и путешествия продолжаются.
В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию смысла бытия. Ему кажется, что заключается оно в бескорыстном служении людям. Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель понимает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и земным. Трагедию «Фауст» следует рассматривать не как бытовую драму, а как философское и морально-этическое произведение, ее можно также отнести к нашему времени и к будущему человечества с его надеждами и горестями.
Конфликт между Фаустом и Мефистофелем вечен, потому что это борьба между добром и злом, которые живут в каждом. И по сей день остается актуальным призыв доктора Фауста не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!».
Путем вечного поиска и вечной работы над собой виделось Гете дальнейшее развитие человечества, победа духа не только над физической, но и над духовной смертью.
Роль злого начала в судьбе человека