• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума»

 

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума»

Каждая историческая эпоха имеет своих героев и своих поэтов. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова поистине можно назвать своеобразным символом поэзии 19 века. Хотя жизненный путь этого человека был чрезвычайно короток и непрост, за отведенные ему судьбой двадцать семь лет он создал огромное количество поистине гениальных, бессмертных произведений. Эпоха Лермонтова — это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. В его лирике нашли воплощение вечные вопросы, которые «леденят душу и мрачат сердце».

Они поражают душу читателя безысходностью, безверием Именно этому и посвящено стихотворение «Дума». Оно относится к гражданской лирике. Это тема протеста против окружающей действительности. По жанру это размышление автора о судьбе современного ему поколения. Все стихотворение пропитано горечью и болью поэта за молодежь своего времени: Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Сразу приходит на ум явная перекличка с глубоко психологическим романом Лермонтова «Герой нашего времени». В главном герое произведения Печорине отразились основные черты тогдашней молодежи: Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как равный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Показательно сравнение жизни этого поколения с «ровным путем без цели». Это дорога в никуда. Их жизнь скучна, статична, предопределена с рождения, без выбора, без желания.

Эти люди появляются на свет стариками. Жизнь заранее опостылела им. Здесь они чужаки, лишние люди.

Они не считают нужным включаться в окружающий мир, живут по схеме: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы. Равнодушие и скука — вот их вечные спутники. Это проклятие целого поколения. Невероятно символичны следующие строки: Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!

Здесь Лермонтов прибегает к приему развернутого сравнения, сопоставляя целое поколение с «тощим плодом, до времени созрелым». По законам природы ему еще только стоит начинать цвести, его жизнь лишь начинается, но… Он уже иссох и падает до времени. Отчего же это произошло? Лермонтов говорит, что его поколение иссушило «ум наукою бесплодной».

Эта фраза не может не удивить нас. Неужели учение не свет? Разве умственное развитие вредит личности?

Но, видимо, всему свое время, и молодому организму сначала нужно изучить «науку сердца», а уж потом «ума». Не научившись сначала наслаждаться жизнью, мы не сможем до конца оценить всю прелесть учения. Ведь мы живем в реальном мире, и науки не должны затмевать радости существования: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Это поколение не отдается со всей пылкостью юности естественным эмоциям молодых людей.

Даже когда в них просыпается огонь действия, непонятный холод не дает полностью отдаться порыву. И вот вероятность смерти вызывает в них лишь насмешку и сарказм: И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. Это поколение не идет навстречу жизни, а спешит быстрее закончить свое бессмысленное существование. С какой горечью говорит автор о своих современниках! Кстати, в свое время многие обвиняли Лермонтова в том, что он наклеветал на свое поколение.

Но, к сожалению, можно сделать вывод, что его оценка тогдашней молодежи была удивительно верна. Стихотворение не столько ритмично, сколько тягуче по своему слогу. Это способствует созданию эффекта размышлений, раздумий. Ощущение размеренности усиливается выбранным автором стихотворным размером, который можно определить как шестистопный ямб, осложненный пиррихием. Особенно красноречивы в этом стихотворении такие авторские стилистические приемы, как аллитерация.

Ярким примером аллитерации являются строки: И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. В них избыточное употребление свистящих и шипящих звуков создает атмосферу сарказма и цинизма, тщеты бытия и ощущение горечи… Анафора также помогает сделать акценты на самых значимых отрывках произведения: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Начальное «и» в этих строках усиливает эффект нарастания напряжения, авторского ударения на произносимых словах: «и ненавидим, и любим, и царствует….» Данное стихотворение оставляет очень сильное впечатление.

Мы заражаемся горечью автора, его пессимистическим взглядом на окружение, на действительность. И начинаешь невольно задумываться над своим поколением. Можно ли его сопоставить с лермонтовским?

Настолько ли оно потерянное? К сожалению, стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, а особенно его первые строки, до сих пор остаются актуальными: Печально я гляжу на наше поколенье!…



Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума»

Другие сочинения по теме:

  1. Стихотворение М. Лермонтова «Дума» Стихотворение было опубликовано в январском номере «Отечественных записок» за 1839 год. Основная мысль произведения — размышления о судьбах поколения. 11...
  2. Свойства поколения, отраженные в элегии «Дума» М. Ю. Лермонтова В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рожденного после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции...
  3. Анализ стихотворения Лермонтова Дума Тихотворение «Дума» М. Ю. Лермонтова относится к позднему периоду его творчества и представляет собой итог многочисленных размышлений о сущности и...
  4. «Дума» Лермонтова. Скорбная дума поэта «Дума» Лермонтова — и обвинение и оправдание своего поколения, созревшего и проснувшегося в ужасное время. И это «оправдание» поколения является...
  5. «Дума» анализ стихотворения Лермонтова Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени. Стихотворение «Дума» было...
  6. О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Дума» «Эти стихи писаны кровью», — так сказал о лермонтовской «Думе» В. Г. Белинский. Даже не верится, что автору такого глубокого...
  7. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума» «Поэзия М. Ю. Лермонтова была самым ярким отражением тревожного времени в нашей жизни, и она с особенной силой выразила этот...
  8. Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума» Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума» Перу М. Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения — «Бородино» и «Дума»....
  9. Основные мотивы и образы лирики Лермонтова (на примере стихотворения «Дума») Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой...
  10. Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Дума» Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение,...
  11. Сопоставление стихотворений Лермонтова «Дума» и «Монолог» Полезно провести сопоставление стихотворений «Дума» и «Монолог». Найти сходные образы в этих стихотворениях, общее в облике их героев и подумать...
  12. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «К Сушковой» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «К Сушковой» было написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой — первой возлюбленной поэта. Известно,...
  13. Грустная дума о своем поколении в поэзии Лермонтова Чем выше поэт, тем больше он принадлежит обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его...
  14. Любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение «Парус»....
  15. Сочинение Стихотворение М. Лермонтова «К***» Стихотворение М. Лермонтова «К» Стихотворение М. Лермонтова «К В мае 1830 года на страницах 30-го номера «Литературной газетыпоявилось стихотворение А....
  16. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» Стихотворение Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет собой исповедь героя перед смертью. Из слов лирического...
  17. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» Михаил Юрьевич Лермонтов — один из наиболее неоднозначных, сложных поэтов русской литературы 19 века. Его творчество дышит энергией, силой духа,...
  18. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта....
  19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» Стихотворение «И скучно, и грустно» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Это время относится к позднему периоду творчества...
  20. «Отчего», анализ стихотворение Лермонтова Лирика М. Ю. Лермонтова — это своеобразный дневник, в котором поражает прежде всего безоглядное, бесконечное одиночество. Написанная в 1840 году...
« Учитель года
Урок для 5 класса на тему «Хорошо ли ты знаешь правила поведения» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения