Таинственный и волшебный цикл Стихов о Прекрасной Даме
Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь. Меня не зови, Я и сам уж давно ворожу.
А. А. Блок Александр Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о двоемирии, поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света.
А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале Мировой души или Вечной женственности. В этот период появляется таинственный и волшебный цикл Стихов о Прекрасной Даме.
В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его женой. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя. Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные переживания.
Он сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные стихи. Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать времени.
Разгораются тайные знаки На глухой, непробудной стене. Золотые и красные маки Надо мной тяготеют во сне. Укрываюсь в ночные пещеры И не помню суровых чудес.
На заре голубые химеры Смотрят в зеркале ярких небес.
Неземные черты Прекрасной Дамы органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед вечной женственностью и красотой своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной, то Родины.
Я искал голубую дорогу И кричал, оглушенный людьми. Подходя к золотому порогу, Затихал пред Твоими дверьми. Проходила Ты в дальние залы, Величава, тиха и строга.
Я носил за Тобой покрывало И смотрел на Твои жемчуга.
Поэт стремится слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения, и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок одновременно ожидает и боится любви, уходит в мистицизм и символику.
Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей А в лицо мне глядит, озаренный. Только образ, лишь сон о Ней.
Это время становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта.
Он искусственно уходит от реальности, в красивость фантазии. Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи.
Впереди на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе. Таким образом, вполне земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и фантазиях. На протяжении времени заметно меняется настроение поэта от восторженного поклонения к сомнениям и крушению надежд.
Напряженный драматизм присущ ряду стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в поиске своего стиля.
Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность слога, красота речи и полет фантазии.
Я к людям не выйду навстречу, Испугаюсь хулы, и похвал. Перед Тобой Одною отвечу, За то, что всю жизнь молчал. Молчаливые мне понятны, И люблю обращенных в слух: За словами сквозь гул невнятный Просыпается светлый Дух.
Я пойду на праздник молчанья, Моего не заметят лица. Но во мне потаенное знанье О любви к Тебе без конца.
Таинственный и волшебный цикл Стихов о Прекрасной Даме