«Титан», художественный анализ романа Теодора Драйзера
Второй роман из цикла «Трилогия желания» был опубликован в мае 1914 года. В нем Драйзер рассказал о главном, чикагском периоде жизни талантливого финансиста — Фрэнка Алджернона Каупервуда.
Как и в первом романе, в основу внешней сюжетной линии «Титана» легли события из жизни известного американского миллионера Чарлза Тайзона Йеркса, являющегося Прототипом главного героя : переезд из Филадельфии в Чикаго, развод с женой, свадьба с юной Марией Аделаидой Мур/в романе — Эйлин Батлер, открытие хлеботорговой и комиссионной конторы, захват Северной чикагской городской железной дороги/в романе — еще и Западной, финансирование строительства самого большого в мире телескопа и необходимой для его работы обсерватории, сложная, нечестная борьба за получение и продление концессий на работу с городскими железными дорогами, невозможность добиться монополии на весь общественный транспорт Чикаго, переезд в Нью-Йорк.
Название романа «Титан» на символическом уровне связано с двумя главными художественными героями произведения — сильным, дерзким, несгибаемым Фрэнком Каупервудом и «угловатым молодым великаном», «неотесанным Титаном» среди городов — Чикаго.
Филадельфийский финансист не случайно останавливает свой выбор на этом городе, стремительно развивающимся в последние два десятилетия XIX века и превращающимся в экономический центр Среднего Запада. Чикаго с его невероятным деловым потенциалом, дешевой рабочей силой и ослепительным богатством — под стать Каупервуду, видящему смысл жизни в постоянном приумножении капитала, любым путем.
Сформировавшийся в «Финансисте» беспощадный Характер Фрэнка в «Титане» раскрывается в столкновении с тремя жизненными позициями, привлекающими главного героя больше всего, — деньгами, женщинами и искусством.
Капитал для Каупервуда ценен не столько своим цифровым значением, сколько теми возможностями, которые он дает. «Нет такой беды на свете, которой нельзя помочь деньгами», — говорит Фрэнк Эйлин, утверждая тем самым непоколебимую власть денег в Америке конца XIX века. Жизненные планы Каупервуда формируются под влиянием его успешной предпринимательской деятельности, связанной с захватом городских железных дорог Чикаго: «собрать коллекцию произведений искусства, построить новый дворец, окончательно укрепить свой финансовый престиж, добиться признания в свете и, наконец, увенчать все это союзом с единственной особой, достойной разделить с ним престол».
Двадцать лет непрестанной борьбы за транспорт и власть в Чикаго Фрэнк Каупервуд проводит в постоянной гонке за женской красотой. Женившись на Эйлин, он быстро понимает, что сделал ошибку — безупречная красота девушки не может искупить ее «кричащий туалет, безграничную самоуверенность и такую же наивность». Высший свет Чикаго отворачивается от грубоватой и дурно воспитанной миссис Каупервуд, а вместе с ней и от Фрэнка. Поняв, что ему нужна «совсем иная жена — более сдержанная, с большим вкусом, чутьем и… врожденным тактом», Каупервуд развивает поистине дон-жуановскую деятельность: он соблазняет всех женщин, которые ему хоть сколько-нибудь нравятся. Какие-то из них надолго входят в жизнь Фрэнка и оставляют в ней глубокий след; какие-то становятся лишь разменными монетами на пути к идеальной женщине.
Последней, по мнению Фрэнка, становится юная, прекрасная и бедная аристократка — Беренис Флеминг, в которую Каупервуд влюбляется по фотографии, семь лет опекает и чуть ли не смиряется в конце с тем, что девушка его отвергнет.
Прожженный делец оказывается покоренным особой, остро ощущающей чувство собственного достоинства. Рыжеволосая пария привлекает Фрэнка своей самобытностью и цельностью, выраженной в открытости души — к романтике, искусству, философии и жизни. Беренис Флеминг, с детства ощущающая важность своего положения, столкнувшись с реальной жизнью быстро и легко проникает в ее основы. Девушка понимает, что ее красота — не вечна, а сама она, как личность, «не имеет… большой цены».
В Америке конца XIX века ценится другое — «происхождение, богатство, умение избежать роковых случайностей и сплетен». Происхождение у Беренис — безупречное, богатство — отсутствует, сплетен — воз и маленькая тележка, начиная с компрометирующей деятельности матери, бывшей владелицы Дома свиданий в Луисвилле, и заканчивая тесным знакомством с не самым популярным чикагским миллионером. «Что ж, жизнь нужно, как-никак, прожить», — подводит итог своим размышлениям Беренис и решает сделать это вместе с Фрэнком — человеком сильным, интересным и богатым.
В «Титане», как и в «Финансисте», Драйзер показывает себя мастером реалистических описаний. Он подробно знакомит читателя с работой чикагской биржи, банков, газетных редакций, строительных и коммунальных компаний, городского муниципалитета, законодательного собрания штата, жизнью мелких и крупных партийных боссов, начиная от олдерменов и заканчивая мэром Чикаго и губернатором штата Иллинойс. Рассказывая о жизни крупных финансовых дельцов, великосветских повес и известных политиков, писатель практически не касается проблем низших слоев населения.
Народ в романе появляется не раньше, чем Каупервуд исчерпывает весь спектр своего нечестного делового оружия — взяток, угроз, подкупа высокими должностями и почти что одерживает вверх, приближаясь к опасной для города монополии на владение железными дорогами. Именно тогда начинают звучат мысли, что «в верхах засела кучка воротил — титанов без души и без сердца, стремящихся заковать народ в цепи рабства». Самого Каупервуда народ воспринимает не иначе как «демона с каменным сердцем, сказочным богатством и преступными замыслами», в то время как Фрэнк людей практически не видит — для него они являются всего лишь послушными орудиями в достижении высшей жизненной цели.
«Титан», художественный анализ романа Теодора Драйзера