Урок на тему: Редьярд Киплинг «Если…»
Цель: Показать на материале стихотворения, как литература формирует и воспитывает личность, провозглашая лучшее в человеке; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки работы с литературоведческими терминами; работать над выразительным чтением стихотворения наизусть; развивать связную речь учащихся; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, убедительность, умение отстаивать свое мнение.
ХОДУРОКА
1. Конкурс выразительного чтения стихотворений наизусть
2. Беседа с учащимися
Что хотел сказать Р. Киплинг своим стихотворением?.. Как вы думаете, удалось ли это ему?
Какие художественные средства использовал Киплинг, чтобы выразить свою мысль ярче, точнее?.. Привести примеры анафор и антитез из текста стихотворения.
3. Работа над различными переводами стихотворения* (по группам)
С последующей беседой
Можем ли мы утверждать, что перед нами переводы стихотворения Р Киплинга «ІГ…»? Аргументируйте свое мнение. В чем, по-вашему, своеобразие каждого из этих переводов? Сохранили ли переводчики главную идею?
Присутствуют ли в переводах антитеза и анафора как художественные средства языка автора?
* Предлагаются тексты В. Корнилова «Когда…» и А. Шараповой «Из тех ли ты…» (см. приложение).
— Что из этих приемов меняется вот стихотворения к стихотворению — антитеза или анафора?
4. Развитие связной речи
Задание: Доказать, что лучшие литературные произведения поставили перед собой и выполняют задачу формирования лучших качеств человека (с использованием приема «Моя трибуна»): выступление на-чинается однои из заданных фраз:
1) «Я хочу рассказать в литературном герое, в котором воплотились лучшие черты человека…»
2) «Литературный герой, ставший примером для подражания многих поколений,- это…»
3) «Если бы меня спросили, про кого из героев прочитанных книг я хотел бы рассказать как о Человеке с большой буквы, я бы обязательно назвал…»
4) «Если люди из далекого будущего будут, судит в нашем обществе по определенным личностям, я бы хотел, чтобы они узнали об…»
III. Подведение итогов урока
Уч и т е л ь. В каждого читателя свой любимый герой. В каждого времени свои ценности. Но есть высокие этические ценности, вечные во все Бремена, черты, характеризующие Человека с большой буквы. Задача настоящей литературы — на лучших примерах формировать личность.
IV. Домашнее задание
Подготовиться к защите проекта: «Тема в курсе литературы 7-го класса, которая оказалась мне наиболее близкой (кажется мне самой главной)». Это может быть подробный рассказ с аргументами, иллюстрациями (плакат, коллаж, литературно-музыкальная композиция).
Или: «Тема, которую я предлагаю ввести в курс литературы» (в ней должны найти отражение аргументы, конкретные авторы и произведения).
Урок на тему: Редьярд Киплинг «Если…»