Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»
О таинственной непредсказуемости жизни, о соблазне просчитать ее ход, о трагических поворотах истории, о верности долгу и чести так или иначе говорят все лучшие произведения Пушкина 30-х годов. На уроке внеклассного чтения в 8-м классе прозвучит перекличка трех: «Капитанской дочки» , «Медного Всадника» и «Пиковой Дамы» .
На уроке будут снова подняты вопросы о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни — ключевые в творчестве А. С. Пушкина, чьи слова «И чувства добрые я лирой пробуждал» дали направление для развития русской литературы — вплоть до наших дней.
1. История создания повести «Пиковая Дама».
Курьезный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу «Пиковой Дамы». Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка «Пиковой Дамы» не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной , и просить у нее денег.
Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигрывающих карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.
В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.
— Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввел? И главное: почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой — не русский по рождению, старуха и Германн — не родственники, зачем введен образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына — герой сходит с ума.
Получается, что из услышанного взят только остов, который облекается Пушкиным живой плотью человеческих характеров и отношений. Из забавной истории, порхавшей по светским салонам, выросла повесть глубокого этического смысла. Так перед читателями предстала еще одна загадка пушкинской прозы.
2. И разгадка ее заключена прежде всего в образе главного героя. Германн становится центром анализа на уроке. А ведущим приемом анализа пусть будет сопоставление героя с другими персонажами повести.
Германн включен в два контрастных сопоставления: Германн и круг лиц той же эпохи, но иного социального типа; Германн и представители дворянства другой эпохи — века уходящего.
Перефразируя слова Ф. М. Достоевского о «Пиковой Даме», формулируем задачу урока: тонким анализом проследить все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.
— Каков же главный герой повести? Что говорит он сам о себе? Что говорят о нем те, с кем он проводит время?
Что отличает героя от других участников игры в начале повествования?
Читаем: «Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Томский о нем: «Германн немец: он расчетлив, вот и все!» Автор о герое: «…не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив… он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости…» Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчетлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твердость.
Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нем совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.
— Выделяет ли автор однозначно отрицательные черты в характере Германна? Пожалуй, что нет. Всегда важнее, какое сам герой даст направление своим порывам и желаниям. Автор предлагает нам своеобразную «формулу жизни» Германна, которая, как герой надеется, приведет его к успеху: «Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Запишем эту фразу на доске и в тетради, ибо в ней — цель его жизни , здесь же — средства достижения цели .
Можно ли с помощью этих средств добиться жизненного успеха?
— Как используется «формула» в дальнейшем? Насколько она оказывается верна? Сопоставим героя с представителями дворянской молодежи в повести. Германн отличается от Томского и других молодых людей: им все дается даром, для Германна жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения.
Поэтому и отношение к игре разное: для них — забава, для него — сила успеха, деньги, дающие власть.
— На что идет герой ради денег? Обратим внимание на два сюжетных хода Пушкина, о которых мы уже говорили и которые отсутствуют в пресловутом анекдоте. Почему у Пушкина Германн и графиня не родственники?
Для чего введен образ Лизы?
Между Германном и графиней непроходимая сословная пропасть. Он — военный инженер, не больше, но страстно стремится от зеленого карточного стола молниеносно взлететь вверх по имущественной лестнице. Интересен вопрос: почему автор сделал своего героя немцем?
Пушкин почувствовал первые шаги той болезни, которая только проникает в Россию, но ею уже живет Европа — жажда сиюминутного обогащения, власть денег в обуржуазивающемся мире, где происходит подмена одних ценностей другими. У Пушкина подвержен гибели от испепеляющего могущества золота герой-немец, но предвидения героя оказываются куда шире. Тема «Пиковой Дамы» — губительная сила «золотой лихорадки».
Сопоставим героя с представителями века предшествующего. Пушкин сам предлагает нам сделать это, дав как бы монтаж картин двух эпох уже в первой главе. Век графини — век моды, легкого отношения к деньгам и жизни.
Графиня в старости полна заносчивости и властности. В ней — мир отживающий. Лучший ли мир приходит ему на смену?
Пушкин сомневается в этом. «Графиня отдает тайну карт Чаплицкому; как будто бы здесь намек на ее Роман с Чаплицким; если это так, то выигрыш она отдает любви. У Германна наоборот — игра в любовь приносится в жертву деньгам, выигрышу, картам» (Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М., 1966.
С. 178). Там — любовь, здесь — аккуратный расчет. Германн обуреваем жаждой обогащения — такова его главная черта. Лихорадочно перебирает он в уме все возможности: «…представиться ей, подбиться в ее милость…», «пожалуй, сделаться ее любовником».
Любовником старухи под 90 лет! Чудовищное, противоестественное намерение! Но не для Германна: он готов на все; здесь твердый расчет и совершенно нет… чувства.
Куда приведет героя расчет? Чего явно не хватает в его формуле — «расчет, умеренность, трудолюбие»?
«Расчет» — слово, повторяющееся не единожды. Его любовные отношения? Тот же расчет.
Без Лизы не сложился бы сам сюжет повести. Задумывая «Пиковую Даму», Пушкин встал перед вопросом: как выстроить сюжет, чтобы Германн мог с глазу на глаз встретиться с неприступной владелицей манящей тайны? Так возник образ юной воспитанницы.
Познакомимся с Лизой. «»И вот моя жизнь!» — подумала Лизавета Ивановна». Прокомментируйте слова девушки.
Проведем исследовательскую работу с текстом. Глубже раскрыть образ персонажа, понять скрытые мотивы поступков поможет интерьер.
Посмотрим, какой предстает перед читателем комната графини. Автор называет предметы ее туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Подробнее мы узнаем о комнате графини с приходом Германна в ее покои.
Перед читателем предстают все новые подробности интерьера. Время отложило свой отпечаток на всем: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой; веера и разные дамские игрушки, изобретенные в конце минувшего столетия.
— Как характеризует интерьер графиню? Для чего Пушкин подробно перечисляет все предметы?
Будто сама эпоха XVIII века застыла перед нашими глазами. Теплится золотая лампада — это доживает свой век хозяйка дома. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за модой, заставить уважать себя.
Интерьер раскрывает нам сущность графини: с одной стороны — богатой светской дамы, с другой стороны — отживающей свой век гордой старухи.
— Сопоставим образ графини с образом ее воспитанницы, Лизаветы Ивановны. Раскрытие характеров двух героинь построено по принципу антитезы. Сравнение интерьеров их комнат говорит о социальной пропасти: «Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате…» Ширмы в комнате девушки оклеены обоями — в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча — в покоях штофные диваны и кресла, золотая лампада.
Мы сочувствуем героине еще и потому, что по натуре своей «она была самолюбива, живо чувствовала свое положение».
Обратимся к одной из страниц повести и перечтем эпизод, в котором графиня собирается на прогулку, терзая необоснованными попреками бедную воспитанницу. «Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?.. Лизавета Ивановна была домашней мученицею».
— Кем становится для Лизы Германн?
Он для нее таинственный влюбленный, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье.
— А кем становится для него она?
Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана — проникнуть в спальню графини. Не влюбленность — расчет, не искренность — аккуратно выстроенная лживая игра.
Обратим внимание на слово «игра» — еще один ключ к разгадке пушкинской повести. Чем хотел Германн достичь успеха? Карточной игрой. Сменились обстоятельства, этого оказалось недостаточно — и он включается в любовную игру. А где же настоящая жизнь?
Почему у Германна ее нет? Где нет места искренним чувствам, там нет и настоящей жизни.
Неопытная девушка попадает в сети, расставленные героем. По случайному совпадению перед роковым ночным свиданием Томский, танцующий на балу мазурку с Лизой, упоминает Германна и дает ему необычную характеристику.
— С кем сравнивает Германна Томский? Что кроется в этом коротком и невероятно емком сопоставлении: Германн — Наполеон — Мефистофель? В какой момент Лизавета Ивановна сама поразится сходству героя с Наполеоном?
— В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что «на его совести по крайней мере три злодейства». Какие, на ваш взгляд?
Для повести число «три» — ключевое: три карты, три главных героя и, наконец, три злодейства — со слов Томского. А если быть еще внимательнее, то вспомним, что составляющих «формулы» Германна тоже три: «расчет, умеренность и трудолюбие».
— Что могут олицетворять три карты?
В конце повести вместо триумфа — крах! Карта, на которую сделал Германн максимальную ставку, бита — это рушится «формула жизни», в которой умеренность и трудолюбие давно уступили место расчету. Первой жертвой падает графиня. Германн не намерен убивать ее: его пистолет не был даже заряжен.
Но могла ли 90-летняя старуха выдержать внезапное вторжение ночью незнакомого человека?
— Какова реакция героя на смерть графини? Германн «не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащение».
Второй жертвой является Лиза. Испытывает ли по отношению к ней герой хотя бы жалость? Спрятавшись в кабинете графини, Германн услышал торопливые шаги Лизы: «В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел».
А после случившегося «ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть ее горести не тревожили суровой души его». Правда, спустя три дня Германн отправился в монастырь: «Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести…» Но читатель вслед за автором понимает: это не раскаяние, это всего лишь предрассудок. Германн «окаменел» окончательно: в нем не осталось ни совести, ни жалости. Да, жертвой Германна стала не только старая графиня, но и Лиза. Правда, гроза не погубила Лизу.
В последних строках повести даже сообщается, что она вышла замуж «за очень любезного молодого человека». Все окончилось для нее благополучно, не так ли? Но вдумаемся в слова «очень любезный молодой человек» — ведь в пушкинской прозе каждое слово взвешено. Оно — единственное: его нельзя заменить синонимом. «Любезный..» Значит ли это, что он человек добрый, душевный, чуткий? Есть ли здесь намек на любовные чувства?
Нет. Лиза вышла замуж не по любви: душа ее надломлена жестоким обманом Германна.
— Кто же стал третьей жертвой в игре Германна?
Третьей жертвой своей пагубной страсти падает сам Германн.
— Что предлагает Германн графине за тайну? «…Я готов взять грех ваш на свою душу».
Прежде чем рассмотреть кульминационную сцену, происходящую в барской квартире Чекалинского, уточним правила игры в штосс. Из рассыпанной на столе колоды карт понтеры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода — в руках банкомета.
Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомет, если налево — понтер.
— Что случилось в игорном доме Чекалинского? Какова атмосфера этого дома?
— На что походила игра в решающий третий раз?
— Перед нами поединок: кого с кем? Карточная дуэль Германна и банкомета? Германна и мстившей ему старой графини?
Или Германна с самим собой?
3. За год до создания повести «Пиковая Дама» Пушкиным была написана поэма «Медный Всадник», где герой поэмы Евгений, «пришед домой», долго размышлял…
О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…
Одно из этих слов присутствует и в нашей повести. Но где же второе? Что заключается в слове «честь» и чего так не хватает в «формуле» Германна?
Н. В. Гоголь говорил о произведениях Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт». «Честь» — слово, являющееся лейтмотивом «Капитанской дочки» , оно же цель жизни Евгения из «Медного Всадника». Ибо честь — это морально-этическая категория, это норма поведения человека.
В повести «Пиковая Дама» такого слова нет. Есть другое, однокоренное — честолюбие: «…он был скрытен и честолюбив».
— Подберем синонимы к слову «честолюбие»: «тщеславие», «стремление к славе». Как образовано слово «тщеславие»? Тщетная слава, то есть — напрасная.
Честолюбие — это стремление к ненужной славе. Германн стремится узнать тайну трех карт, и этими картами являются «тройка», «семерка», «туз». В них надежда на счастье, как понимает его герой. Но в начале повести Германн размышляет: «Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал…» Утроит — «тройка», усемерит — «семерка», капитал — «туз»! Что же получается?
Тайны никакой не было. Свои счастливые «тройка, семерка, туз» есть у каждого человека. Но если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждет «Пиковая Дама».
— Что символизирует «Пиковая Дама» в повести? Почему Пушкин, первоначально дав повести название «Холостой выстрел», переменил его?
Ф. М. Достоевский считал «Пиковую Даму» верхом художественного совершенства. В переплетении реальности и фантастики — пушкинский психологизм, утверждающий глубину и динамику внутреннего мира человека, который воплощается в действиях и реакциях, иногда приводящих к неправдоподобному успеху, а иногда к катастрофе. Так вводится в логику художественного творения мир страстей и соответствующих им ценностных ориентиров человеческого поведения.
Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»