«Возвращенный ад» Александра Грина
Александра Грина вполне можно было бы причислить к «возвращенным именам» в истории нашей литературы — настолько двойственным было отношение к нему «официального литературоведения». Грина не то чтобы совсем не печатали, и даже печатали очень широко, но все больше «Алые паруса» и все больше в формате для юношеского чтения. Исследователи не то чтобы совсем не обращали своего внимания к творчеству этого писателя, но что реально написано о нем?
Две-три монографии, путеводитель по Старому Крыму и вечное предисловие К. Г. Паустовского о том, что писатель создал «почти все свои вещи в оправдание мечты». В последние годы все начало меняться к лучшему: вышли в свет статьи и книги, защищено несколько диссертаций о художественном мире гриновских новелл, и мы лишь теперь понемногу открываем для себя подлинный масштаб автора «Крысолова» и «Фанданго». А он уже включен в школьную программу, и современные, реалистическую-то литературу с трудом читающие, компьютеризированные наши школьники продолжают бездумно заучивать все те же фразы про «оправдание мечты», пусть спасшие когда-то наследие писателя от полного забвения, но ах как далекие от подлинного положения дел…
Небольшой гриновский рассказ 1915 года, название которого вынесено в заголовок нашей статьи, часто рассматривают всего лишь как очередной экзерсис этого автора на тему взаимовлияния сознательного и бессознательного в поведении человека , едва ли не как простое воспроизведение художественными средствами клинического случая черепно-мозговой травмы
«Возвращенный ад» Александра Грина