Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Грибоедов писал, что план комедии «прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку… в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим…» На первый взгляд может показаться, что главное в комедии, в ее сюжете — история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает а произведении большое место. Она вводит зрителя в мир сердечных переживаний и чувств героев, она придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии — общественная драма Чацкого.
На это указывает и ее заглавие — «Горе от ума». История несчастливой любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета пьесы. В умелом слиянии их проявляется высокое драматургическое мастерство Грибоедова.
Проследим, как развивается сюжет «Горя от ума». Перед нами проходят первые сцены в доме Фамусова . Они знакомят нас с одними действующими лицами — Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза и подготавливают появление других .
Драматург вводит нас в быт дворянской семьи. Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. Непосредственно перед этим мы впервые слышим о Чацком от Лизы, «Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» — намекает она на его увлечение Софьей.
Софья с раздражением говорит о Чацком, уехавшем из Москвы три года назад «ума искать». И вот тут-то, когда о нем только что заговорили, в комнату поспешно входит Чацкий. Он спешит увидеть Софью, которую давно любит, и ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, / Верст больше семисот пронесся…» Чацкий сразу же завоевывает их симпатии, но они знают, чувствуют, что его ждет беда: ведь Софья любит не его, а Молчалина. А что же Чацкий?
Он не верит в холодность Софьи. Любовь к Софье приведет его к разочарованию, насмешливое отношение к барской Москве вырастает в конфликт с обществом. Во втором действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят главного героя перед мучительной загадкой: неужели ей кто-то мил из этих двух? Здесь и завязывается глубокий общественный конфликт.
Из спора Чацкого с Фамусовым становится ясно, что сталкиваются два лагеря. В третьем действии развитие сюжета достигает огромного напряжения. Софья дает Чацкому ясно понять, что его не любит, и признается в любви к Молчалину. Кажется, все выяснилось — загадка решена.
Но вот беда — Чацкий не верит Софье, не верит в чувство Софьи к такому ничтожеству. Чацкий, однако, бросает свои резкие выпады против Молчалина. Он все больше раздражает Софью, и именно она сначала случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, и попала на подготовленную почву.
С большим мастерством раскрыты драматургом причины того, почему все фамусовское общество встало единым фронтов против Чацкого. Так действие достигает кульминации. С огромной внутренней болью и силой обличения он произносит свои последние слова. И ум, и любовь принесли Чацкому одно горе.
Он покидает Москву. Комическое переплетается и сочетается в пьесе с трагическим. Смешон Фамусов в развязке комедии: комично его заблуждение насчет Софьи и Чацкого. В комедии нет ничего лишнего: ни одного лишнего лица, ни одной лишней сцены.
Пьеса «Горе от ума» несет в себя признаки яркого художественного своеобразия. На первый взгляд, в ней ощутима связь с традициями классицизма, проявляющаяся в быстром развитии действия, остром диалоге, насыщенности поэтического языка афоризмами. Сохраняются в комедии 3 единства: асе действие сконцентрировано вокруг одного героя , оно совершается водном месте — в доме Фамусова и завершается в продолжение суток .
У героев говорящие фамилии, намекающие на особенности характеров их: Фамусов , Молчалин , Репетилов . Эти традиции очень важны, но они второстепенны, внутренне перенастраиваются на реалистический лад. Грибоедов считал, что а основе литературного языка должна быть живая народная речь. Он горячо протестовал против засорения русского языка иностранными словами и выражениями. Эти требования он и осуществил в своей пьесе.
Язык пьесы — простой, разговорный, изобилующий меткими выражениями. Он близок к нашему современному, за исключением небольшого числа слов, успевших устареть или изменить смысл: три дни, испуга , ради , должник . Грибоедов показал себя в комедии мастером афоризмов. Слово для него было разящим оружием, и многие выражения из пьесы, благодаря своей меткости и силе, стали крылатыми — перешли со страниц комедии в живую речь. Крылатых выражений в комедии очень много.
Они служат одним из средств характеристики действующих героев: «Подписано, так и с плеч долой», «Ну как не порадеть родному человечку», «Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь» ; «В мои лета не должно сметь /Свое суждение иметь», «Злые языки страшнее пистолета» ; «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Пустое, рабское, слепое подражанье» . Нередко в уста одного персонажа автор вкладывает меткую характеристику другого: «И золотой мешок, и метит в генералы» ; «Дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных» . Торе от ума» написано вольным, т. е. разностопным ямбом — от шестистопного до одностопного. В первых же стихах комедии мы наблюдаем это разнообразие: Светает!… Ах!
Как скоро ночь минула Вчера просилась спать — отказ «Ждем друга» — Нужен глаз да глаз Не спи, покудова не скатишься со стула В другом месте четырехстопный ямб сменяется одностопным: … Мне дайте убедиться в том; Потом… Таков стих комедии, передающий ритм живой речи во всем разнообразии ее оттенков. Так же свободно Грибоедов обращается с рифмой, используя разные способы и порядок рифмовки.
Все это придает языку комедии живой, разговорный характер. В этой свободе и разнообразии — прелесть вольного стиха «Горе от ума». «Нельзя представить себе, — писал Гончаров, — чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились во что-то нераздельное здесь, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка».
Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»