Краткое изложение главы из романа «Война и мир»: Ночь в Отрадном
По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод — это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Функционирование этого слова как литературоведческого термина связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало часть действия между выступлениями хора. Эпизод в художественном произведении — не только событие в жизни героев, но и составная часть произведения, воплощающая важнейшие черты идейно-художественного своеобразия произведения в целом.
Путь героя, как правило, связан с цепью эпизодов, в которых и раскрывается образ этого героя, так или иначе выражается авторская оценка.
Так, например, эпизод «Лунная ночь в Отрадном» играет огромную роль. Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного, — и игру света и теней — ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями,, крыша — блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе.
Ночь, луна, свет р тени — все чарует незабываемой прелестью. Ведь именно такое состояние природы влияет на мысли и поведение героев данного отрывка.
Автор показал нам всю сущность внутреннего мира героев. Наташа, любуясь необыкновенной красотой звездного неба, подзывает Соню к окну и восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» О, как оживляется героиня при виде прекрасного’ Автор не зря обратил на это внимание, так как не каждый его персонаж наделен умением замечать красоту окружающего мира. Вот и Соня не понимает поведение Наташи. Эта девушка лишена чувства прекрасного. «Пустоцвет!» — скажет впоследствии о ней Толстой, отличая ее от Наташи, которая приносит окружающим радость и счастье.
Случайно этот разговор услышал князь Андрей Болконский, который вот уже некоторое время как ушел в себя. Этот разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни, — разговор, вызвавший неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд… Момент жизни, возвративший ему впоследствии надежды на счастье и стремление к большой гражданской деятельности.
Таким образом, этот эпизод играет огромную роль в целостности всего произведения. На наглядном примере можно убедиться, как добр и нежен внутренний мир Наташи, как приземлена Соня и что автор не разделяет героев на хороших и злых, а еще раз подчеркивает, на примере князя Андрея, что они изменчивы.
Недаром роман Л. Н. Толстого » Война и мир » сравнивают со священной Библией. Его мысль о Войне и Мире, о настоящей жизни актуальна и по сей день. Ведь что такое справедливость, зло, добро?
Этого никто не знает. Когда спорят князь Андрей Болконский и Пьер Безухое в Богучарове, «что такое настоящая жизнь», «справедливость, зло, добро», они не сходятся во мнениях. Пьер говорит, что надо жить для других, не-
Обходимо делать людям добро и не надо причинять зло другим людям, а князь Андрей говорит, что не может знать, что для других хорошо, а что плохо. По мнению князя Андрея, зло — это угрызения совести и болезни, а этого ты причинить людям не сможешь. А я думаю, что князь Андрей не совсем прав. Сейчас постараюсь объяснить.
Предположим, человек добрый, отзывчивый, радушный совершил какое-нибудь пусть мелкое, незначительное, но преступление, и если другой человек намекнет на то, что он плохо поступил, первого человека замучают угрызения совести, а по понятию князя Андрея, второй человек причинил зло первому. Я думаю, из этого следует, что нельзя подобным образом обобщать. Вообще невозможно, да и не нужно давать какие-либо определения злу и добру, справедливости и несправедливости, так как эти положения будут поняты только при той жизни, к какой призывает нас Л. Н. Толстой.
А насчет жизни для других, по Пьеру, или жизни для себя, по Болконскому, то я думаю, во всем гениальном, как и в этих положениях, существует некий парадокс. Жить для других — значит, жить бесполезно? Так как человек не может знать, что для других хорошо, а что плохо. Например, Пьер, вступив в масонство, думал, что душа его спасется, что он сможет по-настоящему помочь людям, а в конечном счете оказалось, что он не только себе, но и крепостным не помог. Как Пьер вел «светскую жизнь», так и ведет, как были крестьяне в бедственном положении, так они и остались бесправными, а кто-то нажился на глупости графа Безухова.
Вернее, нет, не на глупости, а на непонимании. Пьер был как будто ослеплен и все видел совсем в другом свете. А глупый человек — это серьезно и на всю жизнь.
Впоследствии Пьер прозрел, я думаю, он все-таки понял, что такое «настоящая жизнь». Пьер Безухов прошел сквозь огонь, спасая какую-то, совершенно незнакомую девочку, находился перед лицом смерти, присутствуя при расстреле своих же, русских людей, познал нищету и голод, находясь в плену у французов, и, наконец, он пронес через все это свою любовь к Наташе Ростовой. Я думаю, у Пьера было все настоящее.
Но ведь у князя Андрея тоже настоящая жизнь, он даже представляет собой нечто большее, чем Пьер, на мой взгляд. Но собственный сын князя Андрея воспринял отца как нечто бестелесное, хотя в доме имелись портреты Болконского.
Андрей Болконский в романе «Война и мир» олицетворяет Россию, и повисший в воздухе вопрос «Жизнь или смерть?» не только над ним, но и над Россией заставляет о многом задуматься. Жизнь князя Андрея была совершенно непредсказуема: то он чуть не погиб в Аустерлицком сражении, то умерла его жена, оставив маленького сына, потом ссора с отцом, неожиданная встреча с Наташей Ростовой, неожиданное счастье, затем ее измена, смерть отца, тяжелое ранение, и с этого момента начинается прозрение князя Андрея. Видя умирающего, измученного Анатоля, князь Андрей прощает его, прощает Наташу, мало того, он чувствует любовь, но не такую, какая была раньше. Это любовь к братьям, к любящим и ненавидящим его, любовь к врагам, та любовь, которой его учила Княжна Марья, его сестра.
И князь Андрей понял смысл «настоящей жизни», но он сказал себе, что уже поздно. И я думаю, что когда он сказал себе это, тогда и перестал жить, а остальное время просто существовал и ожидал, когда отойдет в мир иной, воспринимая жизнь сквозь сон и бред. А может быть, в снах человек и живет «настоящей жизнью»? Или он учится жить «настоящей жизнью»? В пример можно привести один из снов Пьера Безухова, когда ему снилось, что какой-то голос говорил ему о том, что «…ничем не может владеть человек, пока он боится смерти, а кто не боится ее, тому принадлежит все…» и т. д. Или тот же пророческий сон князя Андрея о том, что он пытается закрыть дверь, но не может и чувствует, что пришла его смерть, а потом и действительно отходит в иной мир.
Узнав про какой-то сон человека, мы можем заглянуть ему в душу, можем узнать, что его беспокоит, и, может быть, даже помочь ему. Значит, можно жить и для других людей?
Существует теория Л. Н. Толстого о четырех стенах, одна из которых — стена неизвестности, благодаря ей узнаем, что делается в душах других людей. И цель «настоящей жизни» состоит в том, чтобы всеми силами разбить эту стену и стремиться к слиянию с душами других людей. «Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества…» И в этой великой, громадной мысли о блаженстве на земле, которой Л. Н. Толстой способен был посвятить жизнь, и заключается «настоящая жизнь» в романе «Война и мир».
Краткое изложение главы из романа «Война и мир»: Ночь в Отрадном