Раннее творчество
А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? В. Маяковский Жизнь Владимира Владимировича Маяковского началась знаменательное для России время подготовки первой русской революции. Все мысли и чувства Володи были сосредоточены на желании стать полезным революционному движению. Маяковского арестовывают за революционную деятельность; позже, вспоминая это время, он писал в поэме «Люблю»: Что мне тоска о Булонском лесе?!
Что мне вздох от видов на море?! Я вот в «Бюро похоронных процессий» влюбился в глазок 103 камеры. Глядят ежедневное солнце, зазнаются. «Чего — мол — стоят лученышки эти?» А я за стенного за желтого зайца отдал тогда бы — все на свете. «11 бутырских месяцев» сыграли важную роль в дальнейшей судьбе Маяковского-поэта. Это время он сам считал началом творчества. «Важнейшее для меня время. После трех лет теории и практики — бросился на беллетристику».
Серьезное обращение Маяковского к литературе было попыткой взвесить свои собственные силы в литературном творчестве. Знакомство с Давидом Бурлюком приводит поэта в футуристическую группу. Русские футуристы провозглашали себя творцами искусства будущего, а основным средством его создания считали словотворчество. По существу же Маяковский с самого начала творчества стоял на позициях, прямо противоположных футуризму. Он формировался как революционный поэт-новатор.
Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как, — может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.. Маяковский уже в первые годы создает остросоциальные произведения, пронизанные бунтарскими настроениями, беспощадной критикой буржуазной действительности. Метафорическая сложность образов не скрывает истинного смысла таких стихотворений поэта, как «Послушайте!», «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно», «Вам!». Лирический герой этих произведений предстает вместилищем всей человеческой боли и муки, рожденных несправедливым, антигуманным строем жизни царской России. Он чувствует себя ответственным за человеческое горе, готов защищать обездоленных людей.
Сочувственной болью, горячей человечностью наполнены строки стихотворения «Мама и убитый немцами вечер». Сейчас притащили израненный вечер. Крепился долго, кургузый, шершавый, и вдруг,- надломивши тучные плечи, расплакался, бедный, на шее Варшавы. Слова, строй речи, изломанный ритм призваны выразить рвущиеся из глубины души чувства. Антибуржуазная, гуманистическая направленность дооктябрьской поэзии Маяковского особенно четко выражена в поэме «Облако в штанах».
Каждое слово поэмы — это дерзкий вызов буржуазной действительности, ниспровержение социальных, моральных и эстетических основ буржуазного строя и призыв к революции. Основной смысл поэмы автор определил так: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» — четыре крика четырех частей. Лирическое начало поэмы как будто намечает глубокое интимное направление. Слова говорят о страдании, муке обманутой любви. Любимая говорит не об отсутствии любви, а ставит героя перед фактом замужества.
Вошла ты, резкая, как «нате!», муча перчатки замш, сказала: «Знаете — я выхожу замуж». Любимую украло буржуазное общество, где не может быть настоящей любви. Затем объединяется лирическое «я» с обобщенным «мы». Мы сами творцы в горящем гимне — шуме фабрики и лаборатории. Мы — каждый — держим в своей пятерне миров приводные ремни!
Поэт чувствует себя предтечей революции, на которую поднимается хозяин жизни — рабочий класс. Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд, в терновом, венце революций грядет шестнадцатый год. Поэт выступает как бунтарь против всего буржуазного строя. Эй, вы! Небо!
Снимите шляпу! Я иду! Богоборческая тема тесно связана с обличением буржуазного строя и призывом к революции. О поэме сам Маяковский писал: «»Облако» вышло перистое. Цензура в него дула».
Острая постановка социальных вопросов времени, напряженно-трагическое ощущение себя лирическим героем, непримиримый протест против всей буржуазной действительности, призыв к революции, словесно-ритмическое звучание поэзии, гиперболизм образов, метафоричность языка — все это решительно выделило Маяковского среди других поэтов-футуристов. Со временем эти признаки станут отличительной чертой его поэзии.
Раннее творчество