Разговор о поэте
В «Литературе» в последнее время многие авторы, говоря о поэзии, предпочитают ее исследовать, но я остаюсь верна своему убеждению: как и все виды искусства, стихи прежде всего должны восприниматься эмоционально. В таком духе я и вела разговор о поэте.
Точнее — было три разговора. Сначала — с абстрактным собеседником, которому так же, как и мне, близок поэт, чьи стихи обладают магической силой, притягивая и надеждой, и отчаянием, и радостью, и безысходностью, цепким взглядом в себя и доверчивым — в окружающий мир. А главное — светлым талантом автора.
Затем — с выпускницей 1989 года, ныне учительницей, Людмилой Л. И наконец, с выпускником двухлетней давности, студентом Владиславом А. Им, тоже неравнодушным к поэту, я предложила ответить на несколько вопросов. Таким образом, вопросы, дополнения и комментарии — мои, ответы — моих бывших учеников, стихи — Геннадия Шпаликова.
Поэзия, обращенная к друзьям… В чем ее «изюминка»?
Л ю д м и л а Л. Она проникнута верой и благодарностью. Поэт признателен друзьям, что они у него есть, с их достоинствами и недостатками. Он очень дорожил их дружбой. И это отношение к друзьям, ощутимое во всем творчестве Шпаликова, достигает высшей планки в стихотворении «Ах, утону я в Западной Двине»:
Страна не пожалеет обо мне, Но обо мне товарищи заплачут.
Как просто и величественно поднимает поэт дружбу над жизненной мишурой, при этом ни на кого и ни на что не высказывая и капли обиды. Может быть, я ошибаюсь?
В л а д и с л а в А. Обиды нет. У поэта. А у меня, у читателя, обида есть — за еще одну уничтоженную личность.
Стихотворение «Хоронят писателей мертвых» потрясает не только высказанной и невысказанной болью, но и тем, что написал его человек, которому было в ту пору 22 года.
Л ю д м и л а Л. Стихотворение поражает правдой и мудростью. Страшно, когда уходят из жизни дорогие люди, но не менее страшно другое:
…Только бы мы не теряли Живыми людей дорогих, Обидами в них не стреляли, Живыми любили бы их.
В л а д и с л а в А. Вечная тема, вечный призыв: берегите людей, пока они живы. Посмертные почести — зачастую лишь искупление греха за причиненные обиды тем, кто ждал любви, помощи, поддержки.
«Ровесники, не умирайте…» Сколько раз звучало это в нашей истории — и что? Уходил из жизни Художник, и, оплакав его, мы принимались перемывать косточки живого, чтобы потом отдать почести. Впрочем, теперь не щадят порой и мертвых, даже на страницах литературных изданий.
Один из духовных лидеров «шестидесятников» , он не только талантливо писал о дружбе, но и талантливо дружил. С кем именно? Достаточно назвать одно имя — Виктор Некрасов .
Читая Шпаликова, нередко чувствуешь его дисгармонию с самим собой, но удивительную гармонию с живым миром: леса, озера, реки, все явления природы, все времена года предстают в стихах поэта как родные ему существа. Какое настроение вызывают эти стихи у нас?
В л а д и с л а в А. . Зримо ощущаешь виденные тобой картины природы, очень близкие, понятные, живые. А когда на душе хорошо, и осень, и весна воспринимаются и теплыми, и светлыми. И еще восхищают образы:
Да, снег идет не в наступленье, Он отступает, но идет.
Вообще, образы в стихотворениях Шпаликова завораживают. Ну разве это не чудо:
У деревни лают собаки, Ночь повисла над водоемом, И костер на воде, как факел С желтоогненным окоемом. Здесь задумчивый лес толпится, Здесь смолою пропитан воздух, А захочешь воды напиться — В котелке заплескают звезды.
Восемь строк, и почти в каждой тонкий, чарующий образ. Кстати, о чуде. В стихотворении «Бывают крылья у художников», этом маленьком шедевре Шпаликова, где каждое слово отточено, отшлифована каждая строка, где убедительна каждая мысль, читаем: «Нет объяснения у чуда».
Поэтому не будем и мы пытаться объяснить секрет поэтического дара — будем делиться своим впечатлением о нем.
Каждый образ Шпаликова не только радует глаз и душу, как все прекрасное, он способен повернуть стихотворение той стороной, которую этот образ «озвучил». В моем восприятии, например, «Я сомнения откину» обрело мажорный тон благодаря образу «Меня льдина выручает» — ласковому и чуть лукавому. А у Людмилы стихотворение вызвало грусть — и тоже из-за образа: «Пока льдина не растает, // Мне по речке этой плыть».
А когда растает?..
И снова стихотворение, переливающееся образами, — «Половина девятого». Людмилу покорил — «Солнцем обрызган целый мир»; Владислава:
Город большой на мгновенье застыл, Зажмурившись, как котенок.
Да, это уже не о природе. Порой кажется, что именно она — «одна, но пламенная страсть» поэта и нигде ему не дышится так свободно. А потом убеждаешься: как с ним был на «ты» весенний дождь, так поэт был на «ты» с московскими улицами.
Здесь, правда, мнения моих собеседников разошлись: Владислав уверен, что «открытый простор ближе душе поэта, чем в чем-то замкнутая улица»; а Людмила в строках «…улица, отчасти, // Одна спасение мое» видит искреннее откровение поэта.
«Мне улицы покоя не дают, // Они мои товарищи и вороги», «…повсюду свет погас, // А я по городу кочую», «…улицы, мосты, // Переулки, лестницы, — // Навсегда в себя вместил» — полюбившиеся строки из стихов, посвященных улицам, можно приводить бесконечно. Они подчас таят в себе глубокую грусть — и одновременно нежность. Подобно пушкинской светлой печали, горькие чувства Шпаликова никогда не переходили в злобу, о чем бы поэт ни писал, от стихов его веет теплотой.
Когда я спросила: «Завещания писать // Каждый день надо» — жизнеутверждение или мысли о бренности жизни, Владислав ответил: «Я думаю, это не о бренности жизни: ведь каждый день завещать доброе слово, красоту, богатство человеческих отношений, веру — это для продолжения жизни, для ее усовершенствования».
Любовью поэта к Москве проникнуты и «Садовое кольцо», и стихотворение «Ах, улицы, единственный приют», и «Песня», где снова нас настигает неповторимый образ: «Парусами странствий надулись // Носовые платки у нас», и многие другие стихи. Мой вопрос о самом известном «уличном» стихотворении: чем «Бывает все на свете хорошо» похоже и не похоже на другие песни о столице?
Л ю д м и л а Л. Похоже пониманием любимого города, а не похоже легким, воздушным тоном. Слушаешь песню — и все время невольно улыбаешься.
В л а д и с л а в А. Больше не похоже. Те песни о Москве, которые я знаю, — это гимн столице, торжественная ода, а у Шпаликова — признание в любви дорогому городу, песня сердца.
Вопрос риторический: почему, когда говорят об этой песне, чаще всего называют ее исполнителя в фильме «Я шагаю по Москве» Никиту Михалкова, затем режиссера Георгия Данелия, реже — автора музыки Андрея Петрова и еще реже — автора и стихов, и сценария фильма — Геннадия Шпаликова?
Песню запели при жизни поэта, жива она и поныне. Но есть стихи, что стали песнями после его кончины, и обратились к ним тонкие и умные художники: «Садовое кольцо» и «Я к вам травою прорасту» исполняют Татьяна и Сергей Никитины, «Городок провинциальный» ввел в фильм «Военно-полевой роман» Петр Тодоровский. Почему?
Исчерпывающе на этот вопрос может ответить только сам режиссер, но и предположения ребят показались мне интересными.
В л а д и с л а в А. Фильм Тодоровского о любви и жестоких последствиях войны, о несбывшихся надеждах и коротких мгновениях настоящего счастья, о крахе человеческих судеб. «На площадке танцевальной // Сорок первый год», и мало кто верит, что трагедия рядом: война далеко, «где-то в Польше», и ничего страшного не будет. Так всех убедили, и тем страшнее была реальность.
Л ю д м и л а Л. Фронтовик Тодоровский никогда не обратился бы к стихам, будь в них хоть одна фальшивая нотка. Они правдивы и искренни и с картиной сливаются воедино.
А в этом фильме звучит не песня — звучат стихи. О таких говорят, что они «берут за душу». Но они и подсказывают: пока ты верен памяти — ты человек. Среди других несомненных достоинств фильма Николая Губенко «Подранки» одно из самых замечательных — стихи Геннадия Шпаликова, которыми завершается лента:
По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места.
Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне.
Путешествия в обратно Я бы запретил, И прошу тебя, как брата, Душу не мути.
А не то рвану по следу, Кто меня вернет? И на валенках уеду В сорок пятый год.
В сорок пятый угадаю, Там, где — Боже мой! — Будет Мама молодая И отец живой.
Мой вопрос собеседникам: каковы ваши мысли о стихах на военную тему в творчестве Шпаликова?
В л а д и с л а в А. . Вся боль в последнем четверостишии. Война — всенародное горе и личное горе каждого человека.
Память болит и невольно возвращает в прошлое, отвергая совет: не возвращайся, ничего оттуда не вернешь.
Л ю д м и л а Л. . Мне кажется, я понимаю поэта. И в песне, и в фильме будет присутствовать не только авторское отношение к изображаемому, но и вымысел.
А товарищи, поминающие стаканом, — это правда и чистота, без всякого вымысла.
Не пойте песен про войну, Картины не снимайте, Стаканом лучше помянуть — Так чище.
Как и другим художникам, чье детство пришлось на годы войны, чьи отцы прошли по ее дорогам, к тому же не у всех возвратились , Шпаликову дорога эта тема. Но чтобы сказать:
Спой ты мне про войну, Про солдатскую страну. Много стран на белом свете — Я ручаюсь за одну —
Нужны не только талант и трепетное отношение к теме — нужно удивительное умение обнимать своим сердцем огромный мир чувств, органично сливающихся даже тогда, когда они контрастны. Я попросила ребят назвать стихотворения, которые привлекли именно этим.
Л ю д м и л а Л. «Переулок юности». И легкая грусть, и ностальгия, и тонкий юмор, и радость, что это в жизни было.
В л а д и с л а в А. «Незаметен Новый год». Чувство детства, радостного ожидания, лихой беспечности. И надежды, надежды…
И оба назвали стихотворение, которое, читая Шпаликова, невозможно пропустить, а прочитав — забыть:
У лошади была грудная жаба, Но лошади — послушное зверье, И лошадь на парады выезжала И маршалу молчала про нее.
А маршала сразила скарлатина, Она его сразила наповал, Но маршал был выносливый мужчина И лошади об этом не сказал.
Л ю д м и л а Л. Замечательное стихотворение. От строк его веет гордостью и подлинным благородством.
В л а д и с л а в А. Очень яркое впечатление. Просто и вроде бы весело — о серьезном. Сильные не перекладывают свою беду на плечи и души других и от этого сами чувствуют себя сильнее.
Едва ли не в каждом стихотворении Шпаликова звучат в унисон разные мотивы, воедино сплетаются разные темы, существует высокое и низкое, радостное и горькое. А можно ли определить доминирующую линию? Например, это романтика или трезвый реализм:
И снег тот февральский, И свет от пивной Кружили бы в вальсе…
А в этих строках — любовь к собакам, жалоба на жизнь или одиночество:
Я со псом разговаривал ночью, Разговаривал — наедине, — И выходит — у них жизнь не очень, Удается она не вполне.
Л ю д м и л а Л. Я думаю, здесь нельзя отделить одно от другого. Речь идет о будничных вещах, но будничность показана настолько образно и эмоционально, что окрашивается в романтические тона. Одиночество — и не потому, что рядом никого нет, а просто, мне кажется, поэта никто не понимает.
В л а д и с л а в А. По-моему, это трезвый реализм. Картина написана резкими мазками талантливого художника. Я увидел страшное одиночество.
Мы любим собак, но куда приятнее и надежнее открыть душу близкому, даже просто хорошему человеку.
Мы подошли вплотную к самым горестным стихам поэта. После них трудно будет говорить о другом, поэтому мы решили сейчас сделать лирическое отступление — в буквальном смысле: обратиться к стихам, в которых царят любовь, молодость, задор. Если возможно, отметить строки, что придают стихам особое очарование.
Л ю д м и л а Л. . Большое чувство поэта прорывается сквозь строки и, наряду с чудесными образами, делает стихотворение поистине очаровательным.
Ленинградская зима Розовата и бесснежна И свежа, как ты сама Или утренний подснежник.
Видел только в букваре, Как они растут под снегом, Но зато тебя смотрел Между облаком и небом.
В л а д и с л а в А. . Стихотворение — одно из тех, что запомнились ярче всего. Волшебную ауру в нем создают и катер в небе, «замечательно молодой», и подросток, который на девочек «сыплет яблоки и цветы», и призыв «молодыми не умирать», а в общем, все: и тон, и образы, и настроение поэта.
Отступление было недолгим: читая стихи Шпаликова о любви, невозможно обойти стихотворение «В Ленинграде» — и вот хлынул на тебя поток нежности, а в горле застрял ком.
Любимая, все мостовые, Все улицы тебе принадлежат, Все милиционеры постовые У ног твоих, любимая, лежат.
Они лежат цветами голубыми, На городском, на тающем снегу. Любимая, я никакой любимой Сказать об этом больше не смогу.
Л ю д м и л а Л. Ощущаешь щемящий лиризм стихотворения, в нем беспредельная искренность поэта и его обреченность.
В л а д и с л а в А. Какая любовь! Какое умение делать людей счастливыми! Почему не смогли ему ответить тем же даже близкие? Мы слышим обычно лишь крики о помощи, но не замечаем того, что ведет к беде.
А такие, как Шпаликов, не кричат, не требуют, даже не просят…
Когда возникла идея написать нынешнюю статью и еще не до конца была она продумана и спланирована, я знала твердо: разговор пойдет о стихах Геннадия Шпаликова, а не о личной жизни. То, что он хотел рассказать о ней сам, — в стихах и отражено. Одно за другим припомнились три высказывания Владимира Маяковского:
1. «Я поэт. Этим и интересен». Поглядел бы сейчас Владимир Владимирович на наши газеты и телеэкраны, где взахлеб сообщаются пикантные подробности из жизни художника, существовавшие и придуманные, не оставляя сомнений у читателя и зрителя, что это как раз и есть самое интересное, а вовсе не то, что сделано им для нашей культуры.
2. Желаю, чтоб был мир огромной замочной скважиной. Чтоб, в скважину в эту влезши на треть, слюну подбирая еле, смотреть без конца, без края смотреть в чужие дела и постели —
Эту мечту сплетника из одноименного стихотворения поэта без стеснения претворяют в жизнь те, кто явно оскорбился бы, назови мы его этим мерзким именем.
3. «Пожалуйста, не сплетничайте». Казалось бы, к просьбе в предсмертной записке следовало проявить особую чуткость. Ничего подобного: сплетничают и о самом поэте, и о его собратьях.
Со своими собеседниками-выпускниками этими мыслями я не делилась. Они сами, говоря о Геннадии Шпаликове, были предельно тактичны, и это видно из их впечатлений и раздумий. Я признательна Людмиле и Владиславу, хотя иного и не ждала.
Их очень взволновали стихотворения «Геночка» и «Солнце бьет из всех расщелин», написанные Шпаликовым в юном возрасте. Если бы тоска, неприкаянность, одиночество, открывшиеся в этих стихах, не звучали в творчестве поэта в зрелые годы, можно было бы воспринять их как проходящее настроение. Но, видимо, в течение всей жизни ранимая и мятущаяся душа ощущала нехватку тепла и душевной ласки. И стихотворение «Прощай, мое сокровище», обращенное к дочери и написанное в роковом для поэта 1974 году, которое завершается словами:
Мне докружить осталось Последний поворот,
И появившееся в этом же году «Не прикидываясь, а прикидывая», где каждое слово говорит о приближающейся трагедии, подтверждают это. Никто не смог избавить Шпаликова от одиночества.
На мой вопрос, чем привлек весь цикл стихов, посвященных дочери, ребята ответили:
Л ю д м и л а Л. Тем, что видишь, как безгранично любил Шпаликов свою дочь. Стихи проникнуты сердечностью и добротой, и вместе с тем сколько в них печали…
В л а д и с л а в А. Привлек радостью, детством, надеждой, любовью, тем, что от него веет доброй сказкой. И одновременно ощущаешь трагедию, которая уже рядом. Какая же боль жила в сердце этого человека, если ушел он из жизни, оставив самое светлое для него — Дашу!
Могли бы вы назвать стихи, которые воспринимаются как предощущение катастрофы, хотя прямо об этом не говорится?
Л ю д м и л а Л. «Алиса в Стране чудес».
Мне плевать на эти рифмы, Вот рука немеет, Шкаф не закрывается, дверь, Потерял ключи, Отсутствие борща.
Нет никакого крика души, но испытываешь чувство неотвратимости. Особенно из-за двух образов: «Шкаф не закрывается, дверь» и «Отсутствие борща».
В л а д и с л а в А. «Остается во фляге».
Ни о чем не грущу, Вздохом в чистое поле Я себя отпущу… Жизнь уходит сквозь пальцы Желтой горстью песка.
Безысходность… Неужели тогда никто не читал этих стихов, не почувствовал беды? С болью и состраданием к поэту во мне живет обида на тех, кто подводил к такому исходу, на тех, кто не стал рядом.
Никого не обвиняя и не оправдывая, напоминаю ребятам, что при жизни Геннадий Шпаликов был известен в основном как сценарист и лишь немногие его стихи появились в печати. Большая часть увидела свет после смерти поэта. Мог ли кто-то спасти Геннадия Федоровича? На этот вопрос прямого ответа нет, как и на вопрос, можно ли было предотвратить трагический уход из жизни других художников.
Тайну человек уносит с собой, сколько бы мнений по этому поводу ни высказывалось. Нужно ли бережнее относиться к таланту? Об этом мы уже говорили в связи со стихотворением «Хоронят писателей мертвых».
И последний вопрос: можно ли сказать, что Геннадий Шпаликов — большой поэт?
Л ю д м и л а Л. Безусловно. Только большой поэт мог написать: «Я за право творческой бессонницы // И за счастье рядовых в строю» . Геннадий Шпаликов создавал талантливые, мудрые стихи, по которым мы судим о нем не только как о поэте, но и как о человеке.
В л а д и с л а в А. Только так и можно сказать о Геннадии Шпаликове. В нем не было ни зависти, ни корыстолюбия, он считал счастьем — возможность творить. Стихи его притягивают чистотой и горькой правдой, безысходностью и грустной иронией — и всегда человечностью.
Вот и завершился наш разговор. У меня не было намерения совместно с выпускниками сделать всесторонний анализ творчества Шпаликова. Мне хотелось так же, как это бывало на уроках, но с учетом того, что ребята стали взрослее, поговорить с ними о поэте, глубже понять, что он любил, чего не принимал, что доставляло ему радость, а что причиняло боль, какие темы были ему особенно близки и какими чудодейственными образами он обогатил нашу поэзию. И еще очень хотелось, чтобы, прочитав о нашей беседе, кто-то непременно открыл томик поэта и стал читать:
Я видел и радость и горе, И я расскажу молодым, Как дым от пожарищ горек И сладок Отечества дым.
Разговор о поэте