«Серебряный век» русской поэзии: представители и художественные достижения
Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX ст. Название так по аналогии с «золотыми пор», что возглавляла пушкинский период русской литературы. Словосочетание «серебряный век» сначала употреблялось относительно только поэтического творчества границы столетий. Со временем срок стал использоваться для определения всей художественной, и шире, всей духовной культуры начала XX ст. в России. В самый раз такое, расширенное понимание понятия закрепилось в историко-литературной практике, сам термин» серебряные пор» принадлежит известному русскому философу Г. Бердяеву. Позднее, в книге воспоминаний «На Парнасе серебряняго века» (1962) С. Маяковский писал: «Изнеможение духа, стремление к запредельному, пронизывает наши времена», «серебряным веком» — так называл его Бердяев, в противоположность пушкинского «золотого века». «Серебряный век» сверкающий красотой и ныне не забыт. Голоса ее выразительно к сим порам звучат, хотя и по-иному, чем звучали, после почти полувековой враждебности в России к тому, что захватывало нас в предреволюционные года, пусть противоречиво, и часто болезненно. И эти традиции оплодотворили новую, не духовно рабскую Россию.
Истоки «серебряного века» лежат в философии В. Соловьева, Г. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского. На границе столетий художников не оставляло чувство кризиса, предчувствие потрясений и катаклизмов, разочарование в предыдущих общественных идеалах. Их объединяли не только хронологические границы столетий, но и, прежде всего осознание эпохи как исключительной попытки разработать принципиально новую концепцию личности, которая объединяла в себе «опыт столетий», «глагол времен». Личность, которая деятельно относится к противоречиям и проблемам эпохи.
Основными признаками этих времен есть:
Усиленное внимание к личности, индивидуалистической и «абсолютно свободной»; попытки сформулировать новый идеал жизни и новый идеал мировосприятия; внимание к философии, которая объясняет тайне бытия (О. Блаватская); повышенный мистицизм мышления, чувств; элегантный эротизм поэзии; пренебрежение к благополучию и комфортности личной жизни; абсолютная свобода формы.
К «серебряному веку» относятся такие течения.
Символизм — одна из модернистских течений в русской поэзии границы столетий (1890-1910). Основными принципами символизма есть:
Отношение к искусству как к «постижению мира другими, не умственными путями» (В. Брюсов), возможность увидеть за внешним «мистическую сущность» ( Иванов). Поэзия для символистов есть «тайнописью невысказанного», выражением «души» поэта. Символ (греч.- условный знак) — поэтический образ, что выражает суть какого-нибудь явления;
В поэзии символизма символ передает индивидуальные, часто мгновенные представления поэта. «Символ — окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемый и безграничный в своем значении», — считал Вячеслав Иванов. Для символистов характерная передача тончайших нот души и музыки стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств в поэзии. Элитарность, ориентация на читателя — соавтора, творца. К «старшим» символистам принадлежат Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов. «Младосимволисты»: О. Блок, А. Белый, В. Иванов. Символисты имели издательство «Скорпион», выпускали альбом «Северные цветы», журналы «Весы», «Золотое руно».
В 1910 году начинается кризис символизма, появляются новые течения.
Акмеизм (греч. акте — высочайшая степень чего-нибудь) — модернистское течение, которое сформировалось как реакция на крайности символизма.
Главным принципом акмеизма есть:
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его разнообразии, зримой конкретности, звучности, цветистости; — предметность и четкость образов, отточеностей деталей; — воспоминание с прошлыми литературными эпохами, широкие эстетичные ассоциации, «тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам).
В литературную группировку акмеистов «Цех поэтов» входили М. Гумелев, С. Городецкий, М. Кузмин, Г. Иванов, А. Ахматова, О. Мандельштам.
Футуризм (будущее) — авангардистское течение начала XX ст. ( 1910-те года).
Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировосприятия, выражение массовых расположений духа толпы;
Возражение культурных традиций, попытка создать искусство, направленное в будущее; бунт против обычных норм стихотворного языка, эксперименты в околице ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски «раскрепощенного», слова, эксперименты относительно создания «заумного» языка.
Кубофутуристы (от «кубизм» — направление в изобразительном искусстве), или «будетляни» (В. Хлебников) Д. Бурлюк, М. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, О. Крученых, В. Маяковский, Е. Гуро.
Эгофутуризм (лат — я) — И. Северянин.
«Новокрестьянская поэзия» 1910-х лет: М. Клюев, С. Есенин.
Поэты, которые не принадлежали ни к каким группировкам: И. Бунин, В. Ходасевич, М. Цветаева, Г. Волошин. Представителями «серебряных пор» также можно назвать в живописи — И. Репина, Г. Врубеля, М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, В. Комиссаржевская, Г. Чехова, В. Мейерхольда, К. Станиславского, В. Качалова; музыканта — О. Скрябина, С. Рахманинова, И. Стравинского.
Итак, «серебряный век» — уникальное явление русской культуры, ее духовный взлет, духовный прорыв. В символическом смысле ее можно назвать золотыми пор, ведь таким количеством талантов, ярких и непохожих между собой личностей не отличался в России даже пушкинский период.
«Серебряный век» русской поэзии: представители и художественные достижения