Хоча Крилов часто використовував сюжети езопа, Лафонтена, Марциала, його добутки абсолютно самостійні. Зрештою й Пушкін не гидував сюжетами французьких, давньогрецьких і давньоримських письменників! Але адже його «Я пам’ятник собі спорудив нерукотворний…» не є самостійним добутком, хоча являє собою вільний переклад з Горация. Справа в тому, що в байках Крилова з’явилося життя, а не гола дидактика,… Читать далее Достоїнства байок Крилова
Рубрика: Сочинения на свободную тему
Характер і доля Жюльена Сореля Стендаль Закордонна література
Характер і доля Жюльена Сореля У своєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивості відбиття життя у своїх добутках Перший великий роман Стендаля, «Червон і чорне», вийшов в 1830 році, у рік Липневої революції Уже його назва говорить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двох… Читать далее Характер і доля Жюльена Сореля Стендаль Закордонна література
Образ капиталиста в комедии Карпенко-Карого «Хозяин»
В конце XIX века на Украине начинает бурно развиваться капитализм. Он проникает и в сельскую местность, где рождаются крупные капиталисты. Этот процесс отразился и в украинской литературе. В 1890 году Карпенко-Карый создает комедию «Сто тысяч», герой которой, Мошна, мечтает о ста тысячах рублей, чтобы скупить окрестные земли. Через десять лет (1900 г.) драматург создает сатирическую… Читать далее Образ капиталиста в комедии Карпенко-Карого «Хозяин»
Назовите и прокомментируйте основные мотивы «Крымских сонетов» Адама Мицкевича
«Крымские сонеты» А. Мицкевича — поэтический цикл, т. е. ряд стихов, объединенных общей идеей, которая раскрывается в отдельных мотивах стихов. Основная мысль стихов цикла — тоска по родине, которую был вынужден оставить художник. Все стихи связывает между собой образ лирического героя. Его эволюция представляет главный интерес автора. В каждом из сонетов есть центральные образы-символы, которые… Читать далее Назовите и прокомментируйте основные мотивы «Крымских сонетов» Адама Мицкевича
Мой друг заболел СПИДом
Тот, кто в борьбу не вступает, Жертвою станет потом… Е. Евтушенко Честь, совесть, долг, нравственность, добродетель. Люди, обладающие этими нравственными качествами, издревле почитались на Руси. Каждому человеку присущи они, но не каждый развивает их в себе, доводит до совершенства. Еще совсем недавно Коммунистическая партия, комсомольская и пионерская организации в какой-то мере удерживали людей от морального… Читать далее Мой друг заболел СПИДом
Расцвет немецкого исторического романа
Поворот к воинствующему гуманизму наиболее ярко и всесторонне отразился в историческом романе. Расцвет этого жанра начался уже в 20-е годы. Популярными романистами тех лет были Эмиль Людвиг (1881-1948; «Наполеон», 1925; «Бисмарк», 1926; «Вильгельм II», 1926) и Альфред Ной-ман (1894-1952; «Дьявол», 1926; «Мятежники», 1927). Однако их психологический метод во время эмиграции обнаружил свою почти полную непригодность.… Читать далее Расцвет немецкого исторического романа
Литературная критика в программе обучения
Формируя основные требования к знаниям и умениям учеников из литературы, программа в первую очередь определяет для каждого класса усвоение определенного круга умений и навыков учеников с постепенным обобщением и углублением их в старших классах. Это понимание содержания и художественного своеобразия произведений, знание текстов, выразительное, со стремлением к художественному, чтение заказных произведений или отрывков из них… Читать далее Литературная критика в программе обучения
Материализм и диалектика в трудах Белинского
С осени 1837 года, отчасти под влиянием философии Гегеля, у Белинского, как мы уже говорили, начинается так называемый период примирения с «расейской действительностью», длившийся до осени 1840 года. В чем же сущность примирения? Опираясь на Гегеля, Белинский решал важнейший вопрос общественной и революционной практики — вопрос о свободе и необходимости. Его уже не удовлетворял чисто… Читать далее Материализм и диалектика в трудах Белинского
Його я вважаю майстром російського слова (По творчості А. А. Фета)
Панас Фет… Його поезія свіжа й трепетна, вона хвилює нашу уяву, викликає глибокі думки, дає відчути красу й благозвучність російського слова. Коли я вперше прочитала його ліричну п’єсу «Шепіт, боязке диханье…», те відчула якийсь особливий настрій, приплив життєвої сили Шепіт, боязке диханье, Трелі солов’я, Срібло й колиханье Сонного струмка… Саме цей вірш стало «самим фетовским»,… Читать далее Його я вважаю майстром російського слова (По творчості А. А. Фета)
Сравнительная характеристика Базарова и Рудина
Самое больше место в романах И. С. Тургенева зачастую занимает изображение людей, образованных и небогатых. По всей вероятности, Тургенев считал, что именно в этой среде возникал сознательный протест против дурного устройства общества. Однако, как мы убедились на примере Рудина и Базарова, во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачу,… Читать далее Сравнительная характеристика Базарова и Рудина
К уроку по теме: «Мифы Древней Греции. Боги и герои»
В рассказе учителя о Прометее предлагаем использовать следующую Информацию: Прометей Прометей украл священный огонь из кузницы бога Гефеста, спрятал его в тростниковый посох и принес людям… С этой легендой связана история олимпийского огня. В 1912 году историк, педагог и общественный деятель Кубертен придумал идею и создал загадочный ритуал зажигания олимпийского огня, считающегося живым, так как… Читать далее К уроку по теме: «Мифы Древней Греции. Боги и герои»
«Торжество победителей», «Жалоба Цереры» и «Элевсинский праздник» Шиллера
Большинство стихотворений Шиллера на культурно-исторические темы написано греческими размерами — как правило, гекзаметром. Форма этих стихов отличается, по выражению Белинского, «классическим классицизмом». Как Гете, так и Шиллер заимствовал этот пластический элемент из поэзии античной Греции. Порою Шиллер, изображая жизнь людей, обычаи и нравы, относящиеся к отдаленным эпохам, удивительно глубоко проникает и исторически верно передает психологию… Читать далее «Торжество победителей», «Жалоба Цереры» и «Элевсинский праздник» Шиллера
«Крестьянские поэты» и имажинисты
В 1912 г., когда символизм начал распадаться, а новые школы мало что обещали, когда даже такие левиафаны, как Сологуб и Брюсов, объявляли Игоря Северянина великим поэтом завтрашнего дня, внимание читающей публики привлекла маленькая книжка стихов, носившая имя Николая Клюева. В ней были отчетливо заметны следы влияния символистов, но еще больше в ней было подлинно народных… Читать далее «Крестьянские поэты» и имажинисты
Характеристика выдающихся исторических фигур «Истории Руссов»
Общая характеристика героя. Центральной фигурой казацких летописей является Богдан Хмельницкий — «яко вольный и значительный шляхты русской сил», известный в чине казаков реестровых, прославленный в оказиях военных против бусурман. Мощь казаков усилилась, когда гетманом был провозглашен Хмельницкий. С. Величко, например, его сравнивает с Моисеем, неоднократно подчеркивая, что и после «смерти продолжает жить образ «данного от… Читать далее Характеристика выдающихся исторических фигур «Истории Руссов»
Текстовый уровень музыкального произведения
Во-первых, это просто названия музыкальных произведений. Любое название — уже «программа» восприятия, вектор аллюзии, эмоционально-психический тембр произведения. «Болезнь куклы», «Сирень», «Блоха», даже «Этюд» или «Прелюдия» не могут не быть камертоном эмоции. Это не означает, что «горизонты ожидания» не будут забыты или обмануты. Во всяком случае, демиургическая функция «нарекания», рождения называнием должна быть учтенной. «Тезаурус» названий… Читать далее Текстовый уровень музыкального произведения
«Чернобыльская Мадонна»: почему так назвал свою поэму И. Драч?
Прежде всего, мне так кажется, метафорическое мировоззрение поэта на жизненные события требовали подчеркивания трагизма украинской женщины. И как в поэме, так и в самом названии, один образ — идеальный тип христианского искусства, а другой — образ женщины, которая пережила катастрофу, и не только реальную, а и духовную. Слово «мадонна» итальянского происхождения, оно переводится как «моя… Читать далее «Чернобыльская Мадонна»: почему так назвал свою поэму И. Драч?
Дерзновенность ленинских замыслов в «Кремлевских курантах»
Образ вождя революции получает в «Кремлевских курантах» глубокую и развернутую характеристику. Ленин — революционер и мыслитель — центральное действующее лицо пьесы. В орбиту его преобразовательной деятельности вовлечена вся Россия. Старому русскому инженеру Забелину, остро переживающему временное отторжение от живого творчества, встреча с Лениным помогает осознать свою сопричастность тому гигантскому развороту мирного созидания, который совершается в… Читать далее Дерзновенность ленинских замыслов в «Кремлевских курантах»
Размышление: Есть ли Обломовы и Штольцы сегодня?
Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов». Осудить бездеятельность и оправдать деловитость — такую задачу ставил себе автор в «Обломове». Образы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, и само слово «обломовщина» стало нарицательным. Чтобы понять мотивацию поступков человека, надо обратиться к его детству, то есть к тому периоду жизни, когда в… Читать далее Размышление: Есть ли Обломовы и Штольцы сегодня?
Выдающийся прованский трубадур, Бертран де Борн
Один из выдающихся прованских трубадуров, Борн был рыцарем и вместе со своим братом владел укрепленным замком Альтафорт (сейчас городок Отефор). Данте восхвалял его как талантливого поэта, певца войны («О народном красноречии»), упоминает о его щедрости («Банкет»), но обрекает Борна на очень тяжелую кару за грехи в восьмом кругу ада: выдающийся трубадур держит свою отрубленную голову… Читать далее Выдающийся прованский трубадур, Бертран де Борн
Фолкнер и его роман полифонической структуры
Фолкнер происходил из старинной аристократической семьи штата Миссисипи, из его которой вышло немало губернатором, конгрессменов, крупных финансистов. Фолкнер не получил систематического образования и только 2 семестра проучился в университете штата Миссисипи. Работал на почте, железной дороге, плотничал. Принимал участие в первой мировой войне во Франции, что потрясло его сознание, заставило переоценить свои взгляды и идеалы.… Читать далее Фолкнер и его роман полифонической структуры
Историческая драматургия А. Н. Толстого
Духовные и творческие искания А. Толстого были тесно связаны с широким течением общественной и литературной жизни страны в бурное сорокалетие: с начала века и почти до окончания Великой Отечественной войны. Многое в его драматургии этих лет, как и во всем творчестве писателя, определялось общими закономерностями развития литературы того времени, некоторые ее особенности диктовались влиянием моды,… Читать далее Историческая драматургия А. Н. Толстого
КАЛЯЗИНСКАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ
В форме юмористической челобитной написан в последней четверти XVII в. «Список с челобитной Калягина монастыря», обличающий распутное, пьяное житье монахов одного из монастырей Тверской епархии. Низшая монастырская братия Каляэинского монастыря бьет челом архиепископу тверскому Симеону на своего архимандрита Гавриила за то, что он, забыв страх божий и монашеские обеты, досаждает монахам: научил он плутов-пономарей не… Читать далее КАЛЯЗИНСКАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ
Начало литературной деятельности (повести «Сокровенный человек», «Ямская слобода» и др.)
Для понимания повестей Платонова важна одна цитата из статьи 1920 г. «Христос и мы»: «Забыт главный завет Христа: царство Божие усилием берется. Не покорность, не мечтательная радость и молитва упования изменят мир, приблизят царство Христово, а пламенный гнев, восстания, горящая тоска и невозможность любви. Тут зло, но это зло так велико, что оно выходит из… Читать далее Начало литературной деятельности (повести «Сокровенный человек», «Ямская слобода» и др.)
Изложение для 5 класса: Описание-рассказ о моем друге
В нашем классе он был самый высокий, но Антенной его прозвали не за рост. Он вечно таскал в карманах кучу радиохлама и каждую свободную минуту собирал приемники» Делал он это как-то машинально. Он мог смотреть кинокартину или ехать в трамвае, а руки его в это время работали сами по себе: что-то отыскивали в карманах, что-то… Читать далее Изложение для 5 класса: Описание-рассказ о моем друге
Противоречивая натура печорина
Сочинения по литературе: Противоречивая натура печорина Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь как процесс. Произведение не случайно представляет собой цикл повестей, сконцентрированных вокруг одного героя. Хронология жизни героя нарушена, но четко… Читать далее Противоречивая натура печорина
Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем
Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с Гоголем. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись «Мертвых душ» Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет цензуры, после неудачи в Москве. Это, пожалуй, единственный из случаев сближения критика с писателем. В 1847… Читать далее Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем
Живые очерки солдатских и офицерских типов в военных рассказов Толстого
В статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», напечатанной в 1868 году, в пору завершения романа, Толстой пояснял свое изображение войны ссылкой на собственный военный опыт. В кавказских и севастопольских рассказах действительно найдено многое, что потом расширится, разовьется на громадном эпическом полотне. Без личных военных впечатлений и познаний «Война и мир» не могла… Читать далее Живые очерки солдатских и офицерских типов в военных рассказов Толстого
Литературно-теоретическая мысль в России первой трети XIX века
Литературно-теоретическая мысль в России первой трети XIX века продолжала развиваться в русле эстетики, хотя в это время вычерчивался поворот «от старой «риторической» теории к новой, «эстетической». Один из исследователей тех времен в этой связи отмечал: «Обращая внимание на развитие теории прозы и поэзии у древних и новых писателей, видим, что первая, начавшись с правил витийства,… Читать далее Литературно-теоретическая мысль в России первой трети XIX века
Зміст заголовка роману М. Горького «Мати». Образ ниловни
Твір по літературі: Зміст заголовка роману М. Горького «Мати». Образ ниловни В 1909 році М. Горький записує: «Я не знаю образи більше світлого, чим мати, і серця більше ємного для любові, чим серце матері». Ці слова можна було б використовувати епіграфом для всього добутку. Вибираючи Ниловну, а не Павла Власова як центральний персонаж, Горький прагне… Читать далее Зміст заголовка роману М. Горького «Мати». Образ ниловни
«Роман о Тристане и Изольде» и его место в бретонском цикле
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся при анализе романа — его генезис. Есть две теории: первая исходит из наличия недошедшего до нас романа-первоисточника, породившего известные нам варианты. Вторая утверждает самостоятельность этих вариантов, самые известные из которых — французские романы Тома и Береоле, дошедшие во фрагментах, и немецкий — Готфрилд Страсбургского. Научные рекомендации романа-прототипа осуществлена в… Читать далее «Роман о Тристане и Изольде» и его место в бретонском цикле
Традиции народной сказки в «Малахитовой шкатулке»
Сочинение по сказке Бажова «Малахитовая шкатулка». Многообразны традиции народной сказки в «Малахитовой шкатулке». Здесь и приемы перехода от реального к фантастическому, троекратные повторы эпизодов, контрастные образы различных общественных и нравственных сил. Резко контрастны, например, образы в «Хрупкой веточке» и «Таюткином зеркальце». В своих сказах Бажов наделяет людей труда положительными, а представителей господствующих классов — только… Читать далее Традиции народной сказки в «Малахитовой шкатулке»
Охарактеризуйте бароко як напрям у літературі та мистецтві (особливості світосприйняття, художні відкриття і найвидатніші представники)
У сучасному мистецтвознавстві та літературознавстві словом «бароко» позначають стиль У мистецтві XVII століття, художній напрям цієї доби і саму епоху. Бароко — перший загальноєвропейський стиль, він яскраво виявив кризу ренесансних уявлень і разом із тим засвідчив намагання засобами мистецтва осягнути складний і суперечливий світ. У культурі бароко утвердилося уявлення про світ як про поєднання суперечливих… Читать далее Охарактеризуйте бароко як напрям у літературі та мистецтві (особливості світосприйняття, художні відкриття і найвидатніші представники)
Тематическое оценивание. «Мир природы. Красота родного края в поэзии»
Цель: систематизировать и обобщить изученный материал по данной теме; презентовать творческие работы; развивать монологическую и диалогическую речи; закреплять умение доказывать собственную мысль, работать в коллективе; воспитывать самоуважение и взаимоответственность. Цель: ученики должны знать: собственный уровень усвоения изученного; ученики должны уметь: делать обобщения, выполнять тестовые задачи разных уровней, определять роль изученного для собственного развития, оценивать достижения,… Читать далее Тематическое оценивание. «Мир природы. Красота родного края в поэзии»
Что же такое трагедия Гете, кто ее герой?
«Фауст» есть чисто человеческое, правильнее — чисто эгоистическое произведение. Германия в то время вся распадалась на атомы; каждый хлопотал о человеке вообще, то есть в сущности о своей собственной личности. Фауст, с начала до конца трагедии, заботится об одном себе». «Куда, к чему ему обратиться? Для Фауста не существует общество, не существует человеческий род: он… Читать далее Что же такое трагедия Гете, кто ее герой?
Народный календарь: весна, Март-Протальник
Март-Протальник Март переломный месяц зимы с весною. О марте говорили, как о месяце на который приходится излом зимы. Смотрели на погоду, думали, как к наступающему теплу готовиться, хозяйство после зимы приводить в порядок. В марте еще много снега, но солнца становится больше, всюду играют ручьи, на небе проплывают первые кучевые облака. По народным приметам: смотрят… Читать далее Народный календарь: весна, Март-Протальник
Єдність природи й внутрішнього миру людини в поезії Ф. И. Тютчева
Художня доля чудового російського поета Ф. И. Тютчева незвичайна: це, як писав критик А. М. Гуревич, «доля останнього російського романтика, що творив в епоху торжества реалізму й все-таки зберіг вірність завітам романтичного мистецтва». І романтизм цей позначається насамперед у розумінні й зображенні природи. Перевага пейзажів — одна із прикмет ліричної творчості Ф. И. Тютчева. Однак… Читать далее Єдність природи й внутрішнього миру людини в поезії Ф. И. Тютчева
Рецензия на роман «Семья Паскуаля Дуарте» Камило Хосе Села
«Семья Паскуаля Дуарте» вызывает у критиков и читателей множество противоречивых толкований. Герой романа, крестьянин Паскуаль Дуарте, обыкновенный человек, не какой-нибудь бессердечный злодей. Но один за другим он совершает жестокие поступки, а потом и кровавые преступления. Способный убивать, он способен и жалеть, убегая от своей судьбы, он постоянно возвращается в родное село, как бы сам идет… Читать далее Рецензия на роман «Семья Паскуаля Дуарте» Камило Хосе Села
Шедевр романтической музыкальности «Эолова арфа» Жуковского
«Эолова арфа» — шедевр Жуковского, в котором он предстает как романтический поэт-художник и поэт-музыкант. Музыкальное начало в этой балладе особо акцентировано в самом названии произведения, в его поэтической теме. Любовь — прекрасная мелодия, прозвучавшая в сердце человека; в балладе создан образ арфы любви. Арфа у Жуковского — широкий романтический символ, подчинивший себе всю поэтику стихотворения.… Читать далее Шедевр романтической музыкальности «Эолова арфа» Жуковского
«Демон» — излюбленное создание поэта
«Демон», излюбленное создание поэта, разделяет с ним его злосчастную судьбу. О существовании этой поэмы русское общество знало еще задолго до появления ее в печати. О возникновении последней ее редакции Шан-Гирей, близкий друг Лермонтова, рассказывает следующее: один из членов царской фамилии пожелал прочесть «Демона»; Лермонтов вновь принялся исправлять поэму, отдал переписать и, по одобрении к печати… Читать далее «Демон» — излюбленное создание поэта
Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького
Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках: «Емельян Пиляй», «Дед Архип и Ленька», «Нищенка», «Челкаш», «Однажды осенью», «Зазубрина», «Супруги Орловы», «Коновалов», «Бывшие люди», «Мой спутник» и др. Может возникнуть вопрос: не повторяется ли писатель, воспроизведя в каждом из рассказов один и тот… Читать далее Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького
Размышления о судьбах страны и мира в романе «Хождение по мукам»
Если в «Петре Первом» главенствующее место занимали подлинные исторические личности, то в «Хождении по мукам» сюжетно-композиционное построение определяют персонажи, созданные фантазией художника. Правда, во второй книге эпопеи хроникальное начало теснит вымышленное повествование. Массовые картины, сцены боев и митингов, образы красноармейцев и командиров (Иван Гора, Лагутин, Шарыгин, Агриппина Чебрец), белогвардейцев (Деникин, Краснов, Каледин и др.) представителей… Читать далее Размышления о судьбах страны и мира в романе «Хождение по мукам»
«История Пугачева» как рубеж в идейном развитии Пушкина
Все написанное им после завершения основной работы над историческим сочинением, начиная с октября 1833 года, оказалось так или иначе обусловленным теми выводами, к которым пришел Пушкин в результате исторического и художественного исследования величайшего события в истории русского народа — восстания, возглавленного Пугачевым. В этой связи должно рассмотреть и решить ряд важнейших вопросов — как и… Читать далее «История Пугачева» как рубеж в идейном развитии Пушкина
Отрицательный образ Чичикова в поэме Г. Гоголя «Мертвые души»
Мы почему-то привыкли, что главный герой произведения, как правило, человек положительный. Наверное, само значение слова «герой» обязывает. А может, причиной тому — многочисленные примеры из разных литературных произведений, где главный герой — человек с определенными добродетелями, часто неординарный, ну, а некоторые недостатки не мешают — так реальнее. Кроме того, главный герой является центром произведения, будто… Читать далее Отрицательный образ Чичикова в поэме Г. Гоголя «Мертвые души»
Изучение творческой истории образов романа «Герой нашего времени»
Изучение творческой истории таких образов, как, например, Вернер, действующие лица «Тамани», Казбич, Грушницкий — представляет для нас большой интерес, так как оно близко знакомит нас с Лермонтовым как писателем-реалистом, опиравшимся при создании своих героев на подлинные, современные ему, исторические и бытовые данные, подвергавшиеся глубокой художественной переработке. Мы видим, что приемы автора были разнообразны. Эпизод, послуживший… Читать далее Изучение творческой истории образов романа «Герой нашего времени»
Осень, ноябрь: описание природы поздней осени
Природа осенью. Ноябрь Ноябрь-Листогной. Холодно становится. , все чаще заряжает мелкий без передышки дождь, затягиваются туманы. Название у месяца — Листогной, потому что деревья сбрасывают свои последние листья. Погода, особенно, кажется холодной с дождем и мокрым снегом. Природа готова к зиме. Вот-вот и ляжет снег. Ноябрь: пасмурные дни Описание природы поздней осени ноября (I —… Читать далее Осень, ноябрь: описание природы поздней осени
Личная судьба Степана Калашникова в поэме Лермонтова
Степану Парамоновичу как старшему брату и надлежит защитить честь жеиы, личную честь и честь семьи. Конфликт, следовательно, из чисто личного превращается в общественный. Перед Кирибеевичем оказывается не просто купец Степан Калашников, а носитель семейных, родовых традиций, защитник купеческого рода и народных устоев вообще. Месть Степана Калашникова получает не столько субъективное, личное обоснование, сколько объективное, эпическое,… Читать далее Личная судьба Степана Калашникова в поэме Лермонтова
Роман Крайфа «Охотники за микробами»
«Охотники за микробами» посвящены жизни и трудам классиков науки, то в более поздних книгах писатель рассказывает об ученых нашего времени, часто — о рядовых американских врачах, вынужденных вести научную работу на свой страх и риск-без общественной и финансовой поддержки. В связи с этим он говорит о вопиющем разрыве между возможностями науки и ее практическим применением… Читать далее Роман Крайфа «Охотники за микробами»
Сущность и значение понятия «Возрождение»
В слове «Возрождение», как и в словосочетании «Средние века», имплицированы научный термин и самоназвание эпохи. Сущность научного термина — в уникальных особенностях эпохи, отличающих ее от других исторических эпох. Значение имени «Возрождение» — в той программе, которая была выдвинута современниками эпохи, осознана ими как важнейшее событие времени и реализовано в этот период. Эта программа сформулирована… Читать далее Сущность и значение понятия «Возрождение»
Прошлое и будущее народа в поэзии В. Голобородько «Мы идем»
Поэт Родился на Луганщине. После окончания школы работал на шахте. Учился в Киевском государственном университете им. Т. Г. Шевченко, Донецком университете, откуда был отчислен из-за заявления о внедрении украинского языка преподавания. Работал на разных роботах. Поэт. Начал печататься с 1964 г. Увидели свет сборники «Летающее окошко» (1970, США). «Зелен день» (1988), «Икар на крыльях бабочки»… Читать далее Прошлое и будущее народа в поэзии В. Голобородько «Мы идем»
Мой любимый художник
Я очень люблю море, поэтому мне нравится творчество художников-маринистов. Но больше всех — картины Ивана Константиновича Айвазовского. Айвазовский, уроженец Феодосии, с детства был влюблен в изменчивую жизнь моря. Он знал море спокойным и бушующим. Таким оно и изображено на его полотнах. Лунные ночи на штилевом море чаруют нас красотой, а картины морских бурь и кораблекрушений… Читать далее Мой любимый художник
Роман Фенелона «Приключения Телемака, сына Улиссова»
Французское воспитание в дворянских семьях вызвало настоящую моду на сочинения Фенелона, которые распространялись в переводах по всей России и проникали в разные слои общества. Политико-нравоучительный роман Фенелона «Приключения Телемака, сына Улиссова» (1699) издавался много раз и для детей и для взрослых и был переложен в гекзаметрах поэтом В. К. Тредиаковским. Франсуа Фенелон (1651 — 1715… Читать далее Роман Фенелона «Приключения Телемака, сына Улиссова»
Детские образы в произведениях Грина
Грин дает своим героям всю полноту переживаний, рисует напряженность всех их душевных сил, ставит их перед читателем в момент решения серьезнейшей и сложнейшей ситуации. «Я люблю людей,- говорил Грин,- с большим, сильным характером, люблю страсти в их вершине, в температуре не менее сорока одного. Я люблю, чтобы герои мои умирали от больших волнений. Я всегда… Читать далее Детские образы в произведениях Грина
Условность как основа стилевого единства комедии «Горячее сердце»
Пьеса Островского обладает несомненным стилевым единством. Драматург ставил перед собой задачу создать народную комедию, в которой «горячее сердце» столкнулось бы с сатирически осмеянным миром зла и победило в этом столкновении. На такой характер замысла указывает ряд обстоятельств. Прежде всего — название, которое как бы ] выдвигает на первый план «положительные цели» комедии, то идеальное начало,… Читать далее Условность как основа стилевого единства комедии «Горячее сердце»
Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба»
В этой публикации вы познакомитесь с героями. Описание, портрет, диалог. Значение экспозиции в литературном произведении. В первой главе указывается, что Остап и Андрей учились в киевской бурсе, а во второй говорится: «они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию», однако и здесь слово «бурса» часто повторяется, говорится даже о «республиканском устройстве бурсы», о «голодной… Читать далее Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба»
Характеристика девушки-контрабандистки в повести «Тамань»
Девушка-контрабандистка охарактеризована более полно. Вначале она дана, как силуэт, как «белая фигура» в тревожном ожидании своего друга, Она вызывает симпатию к себе печалью, звучащей в ее голосе, беспокойством, с каким она вглядывается в даль моря, своей тревогой за Янко, звучащей в вопросе «А если он утонет?» Следующее появление ее несколько противоречит впечатлению, сложившемуся первоначально; на… Читать далее Характеристика девушки-контрабандистки в повести «Тамань»
Период жизни и творчества Пушкина, который охватывает 1826-1830 годы
Сначала Пушкин возлагал некоторые надежды на молодого императора (Николай был только на три года старше Пушкина) и сделал попытку повлиять на него. Свидетельством этого является стих «Стансы» (1826), в котором развивается параллель между Николаем І и Петром І: Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд И памятью, как он, незлобен. Явный намек… Читать далее Период жизни и творчества Пушкина, который охватывает 1826-1830 годы
Провідні засоби індивідуалізації персонажів роману «Пригоди Олівера Твіста»
Характеристика образу Олівера Твіста. Соціальна дієвість творчості Діккенса Мета: допомогти учням з’ясувати ідейно-художні особливості образу головного героя роману, майстерність автора у змалюванні образу, провідні засоби індивідуалізації персонажів твору; розвивати навички характеризування героїв, висловлювати свої думки про них; аналізувати художні засоби й авторські прийоми індивідуалізації персонажів; виховувати оптимістичне світобачення, критичне мислення, кращі людські якості. оснащення: портрет… Читать далее Провідні засоби індивідуалізації персонажів роману «Пригоди Олівера Твіста»
Фашизм и человек, — не могут сосуществовать. Когда побеждает фашизм, перестает существовать человек
Именно эта мысль составляет пафос одного из вершинных произведений нашей литературы, романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». «Фашизм и человек, — пишет Гроссман, — не могут сосуществовать. Когда побеждает фашизм, перестает существовать человек, остаются лишь внутренне преобразованные, человекообразные существа». Гроссман не только показывает злодеяния фашизма, он изобличает философию, на которой покоятся преступления против человечности, идеологию,… Читать далее Фашизм и человек, — не могут сосуществовать. Когда побеждает фашизм, перестает существовать человек
Мій улюблений герой у творчості Пушкіна
Здається, Пушкіна знаєш напам’ять із дитячого років. І все-таки щораз, розкриваючи як би наудачу звичну, здавна улюблену книгу, знаходиш у ній щось нове, колись не звідане, що блиснуло як би вперше. Чуєш живий голос, бачиш те нестримно веселі, те замислені очі письменника й мимоволі втягуєшся в бесіду з ним. Пушкіна — добрий супутник нашого життя.… Читать далее Мій улюблений герой у творчості Пушкіна
Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Одним из основных вопросов творчества А. С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького человека». Известно, что именно Пушкин серьезно разработал эту проблему, которую впоследствии «подхватил» и Н. В. Гоголь, и Ф. М. Достоевский. Поэма Пушкина «Медный всадник» выявляет вечный конфликт — противоречие между интересами личности и государства. Пушкин… Читать далее Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Кто главный герой романа «Евгений Онегин»?
Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю ее страницы. Кто главный герой романа «Евгений Онегин»? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин… Читать далее Кто главный герой романа «Евгений Онегин»?
Сюжет, проблематика, образы одной из поэм С. А. Есенина. «Черный человек»
Черный человек, присевший на кровать к поэту, обладает способностями ясновидения. Он вообще-то молчит, заставляя кричать самого Есенина, но его молчание страшнее слов. …Будто хочет сказать, что я бездельник и вор, Так бесстыдно и нагло обокравший кого-то. И напрасно любое оправдание. В диалоге с собственной памятью, с собственной совестью не бывает правых. Черный человек’ Ты не… Читать далее Сюжет, проблематика, образы одной из поэм С. А. Есенина. «Черный человек»
Характер героини Эстер Саммерсон в романе «Холодный дом»
Эстер сирота, лишь с середины книги мы узнаем, что она незаконнорожденная дочь миледи Дедлок. Взятая под опеку мистером Джарндисом, она живет у него с другими его подопечными. Диккенс сделал смелый шаг, взяв Эстер в соавторы — половина книги написана от ее лица. Решение это представляется мне весьма разумным — ведь только так может читатель войти… Читать далее Характер героини Эстер Саммерсон в романе «Холодный дом»
Календарь природы: осень, сентябрь
Сентябрь. Ранняя осень Температура воздуха: от +7° C до +16° C Световой день: 12 ч. 42 мин Погода: солнце, переменная облачность, моросящие дожди, иней Живая природа: Пожелтение листьев, отлет птиц… I неделя: небольшие утренние заморозки после ночи, образование инея, пасмурные дни сменяют непостоянные солнечные, листопад у берез, отлет журавлей II неделя: птицы собираются в стаи,… Читать далее Календарь природы: осень, сентябрь
Повесть непогашенной луны, в сокращении
Список произведений в сокращении этого автора Голый год Повесть непогашенной луны Красное дерево В предисловии автор подчеркивает, что поводом для написания этого произведения была не смерть М. В. Фрунзе, как многие думают, а просто желание поразмышлять. Читателям не надо искать в повести подлинных фактов и живых лиц. Ранним утром в салон-вагоне экстренного поезда командарм Гаврилов,… Читать далее Повесть непогашенной луны, в сокращении
Поэтическая стихия «Повести о Горе и Злочастии»
Во всей предшествующей русской литературе мы не найдем произведений, в которых рассказывалось бы о судьбе обыкновенного мирского человека и излагались основные события его жизни. В старинной повествовательной литературе фигурировали или подвижники, святые, или — реже — лица исторические, чья жизнь, точнее «житие», описывалась в традиционном стиле условной церковной биографии. «Повесть о Горе и Злочастии» говорит… Читать далее Поэтическая стихия «Повести о Горе и Злочастии»
Лирика Маяковского Как известно, лирика
Лирика Маяковского Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека — строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского — советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и… Читать далее Лирика Маяковского Как известно, лирика
Моральный смысл истории взлета и падения Цахеса
Цахес — сын бедной крестьянки, чрезвычайно безобразный «урод», «страшилище», его «можно было целиком воспринять за взбалмошно скрученный обрубок дерева», он «на своих ногах заостренных палочках ни стоять, ни ходить не может и только брюзжит и мяукает, словно котенок». Добрая фея расчесала кудри Цахеса волшебным гребешком, и он стал на ноги, начал ходить. Расчесывая Цахеса, фея… Читать далее Моральный смысл истории взлета и падения Цахеса
Лао-цзы
Дата рождения — Дата смерти — ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. до н. э. ) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором «Дао дэ цзин» — «Книги о даопути и благой си-ле-дэ». В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема «дао-пути», которым следует идеальный человек, накапливая… Читать далее Лао-цзы
«Слово об полицю Игореве» — найбільший пам’ятник давньоруської літератури Слово об полицю Игореве Різне
«Слово об полицю Игореве» — найбільший пам’ятник давньоруської літератури Слово об полицю Игореве піднімається Відокремленим пам’ятником у пустелі Нашої древньої словесності А. С. Пушкін В «Слові об полицю Игореве» говориться про історичну подію, невдалий похід на половців князя Новгород-Сіверської землі Ігоря Святославовича в 1185 році, у якому він зазнав поразки й втратив військо Загадкова історія… Читать далее «Слово об полицю Игореве» — найбільший пам’ятник давньоруської літератури Слово об полицю Игореве Різне
История возникновения концепции «Капитанской дочки»
Исследователи, усматривающие генетическую связь между жанром «Капитанской дочки» и романами Вальтера Скотта, опираются на реальные факты. Вальтер Скотт — создатель исторического романа. Пушкин высоко ценил творчество и художественные достижения английского писателя. Читая исторические романы, русские и французские, Пушкин рассматривает их через призму опыта и открытий Вальтера Скотта. Закономерным было использование этого опыта самим Пушкиным, когда… Читать далее История возникновения концепции «Капитанской дочки»
Героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья начертана неясно». Незакрепленность «знака» характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той «несложной драме… Читать далее Героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Лион Фейхтвангер (1884-1958)
Фейхтвангер родился в Баварии, с приходом к власти фашистов вынужден был эмигрировать во Францию, где активно занимается антифашистской деятельностью, в 1939 г. Попадает в концлагерь, бежит в США. В период эмиграции Фейхтвангер создал свои самые сильные произведения. «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1951) — роман о поисках истины художником, о преодолении им соблазнов славы, почестей,… Читать далее Лион Фейхтвангер (1884-1958)
Своеобразие характера князя Андрея Болконского
Своеобразие характера князя Болконского проявляемся во всем и везде. Где бы он ни появился, личные качества всегда возвышают его над окружающими. В штабе Кутузова князь Андрей «своей особенной гордой и учтивой манерой» умел себя так поставить к обществу богатых веселых гвардейцев, что на него смотрели как на «человека особенного, только временно занимающего должность адъютанта, и… Читать далее Своеобразие характера князя Андрея Болконского
Сборник «Сказки моей матушки гусыни, или истории прошлых времен с поучениями»
В печати сказки Перро стали появляться с 1691 года, а в 1697 году они составили сборник «Истории, или Сказки прошлых времен с поучениями» с подзаголовком: «Сказки моей матушки Гусыни». Большая их часть, например «Красная шапочка», «Ослиная кожа», «Спящая красавица», «Золушка», создана по сюжетам французских народных сказок. А вот история «Рике с хохолком» встречается в одном… Читать далее Сборник «Сказки моей матушки гусыни, или истории прошлых времен с поучениями»
Серце народне в поемі Н. А. Некрасова «Кому на русі жити добре»
Твір по літературі: Серце народне в поемі Н. А. Некрасова «Кому на русі жити добре». Поема Н. А. Некрасова «Кому на Русі жити добре» була написана в 1863 році. Над цією поемою автор працював до кінця свого життя, але не закінчив її. Некрасов дуже шкодував про це. Вся поема перейнята нескінченною любов’ю автора до рідного… Читать далее Серце народне в поемі Н. А. Некрасова «Кому на русі жити добре»
В. Винниченко — автор первого украинского научно-фантастического романа
Один из самых талантливых украинских прозаиков и драматургов — Владимир Винниченко. Он — не только ведущий деятель украинского литературного и национально-освободительного движения, а еще и известный политик. Первым в литературе 20-х годов XX ст. создал социально-утопический и фантастический роман с элементами приключенческого и детективного жанра. В «Солнечной машине» автор поднимает общественно-политические, философские, морально-этические проблемы; умело… Читать далее В. Винниченко — автор первого украинского научно-фантастического романа
Строки из любовной и философской лирики Тютчева
У молодого Тютчева любовь — праздник, свет, благоухание. Она — то прибежище, где можно обрести покой. Никогда не упоминается в стихах конкретная женщина, везде просто «она» — светлый, веселый, легкий образ. Чистоту, незапятнанность чувства подчеркивает множество поэтических деталей, таких (сак яблоневый цвет, заря, арфа, аромат роз, — в каждом стихотворении что-то свое. Несмотря на довольно… Читать далее Строки из любовной и философской лирики Тютчева
Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин»; Евгений Онегин Пушкин А. С
Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин» Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до 1830 годов. Это была долгая и увлекательная работа поэта, во всем чувствовалась новизна замысла. «Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница», — так сказал о своем произведении Пушкин в письме к Вяземскому.… Читать далее Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин»; Евгений Онегин Пушкин А. С
Русский язык среди славянских языков
Русский язык относится к славянским языкам. Все современные славянские языки делятся на три группы по географическому признаку. 1. Восточнославянские языки: русский, украинский и белорусский. 2. Западнославянские языки: польский, чешский и словацкий, а также языки верхнелужицкий и нижнелужицкий. 3. Южнославянские языки. К ним относятся языки славян, живущих на Балканском полуострове: болгарский и языки народов Югославии —… Читать далее Русский язык среди славянских языков
Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное?
М. Е Салтыков-Щедрин — великий мастер сатирического слова. В своих острых по языку и мысли произведениях он боролся с вечными людскими пороками (глупость, жадность, жестокость), а также пытался показать свой взгляд на современные его времени проблемы (крепостное право, деспотическая власть). Писатель искренне верил, что помочь решить многие проблемы российской действительности, пороки русского человека может их… Читать далее Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное?
Николенька Иртеньев — прямой предшественник героев «Войны и мира»
Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», которую нередко называли «элегией в прозе», была задумана как роман или, говоря точнее, как эпопея развития человеческого характера. И если первоначальный замысел не был реализован в полной мере («Молодость» осталась ненаписанной), он отразился в творчестве ближайших лет («Утро помещика», «Казаки») и много значил для формирования толстовского реализма. Уже в эту раннюю… Читать далее Николенька Иртеньев — прямой предшественник героев «Войны и мира»
Художній аналіз вірша «Я не знаю мудрості»
У віршах поета переважають мотиви неприйняття миру, меланхолія, скорбота, але для нього характерні й риси імпресіонізму: здатність передати мить, твердження скороминущості життя, мінливість настроїв. Всі ці риси й мотиви ми можемо простежити в даному вірші: «У кожній скороминущості бачу я мири,/Повні мінливої райдужної ігри». Даний вірш складається із двох чотиривіршів. Залежно від закінчення — чоловіча… Читать далее Художній аналіз вірша «Я не знаю мудрості»
Сюжетная линия: Господин Журден и его семья и слуги
В первую очередь нужно проанализировать отношения господина Журдена и его жены. Госпожа Журден — очень умеренная, очень практическая женщина, поэтому она хорошо понимает, что главным в этой жизни есть деньги. Странное и даже обидное для нее «преобразование» мужа она связывает с тем, что он отошел от своей обычной жизни, стараясь стать дворянином. Именно же желание,… Читать далее Сюжетная линия: Господин Журден и его семья и слуги
Свидригайлов и Дуня в романе «Преступление и наказание»
Свидригайлов довольно скоро убедился в том, что Дуня для него роковая и недоступная девушка,- девушка неслыханных душевных сил, способная спасти и повести за собой того, кого она полюбит. Свидригайлов понял, как и Раскольников, что Дуня может пойти на любую жертву, но оценил он ее глубже, обобщенней и, пожалуй, верней, чем брат: «Знаете,- говорит Свидригайлов,- мне… Читать далее Свидригайлов и Дуня в романе «Преступление и наказание»
Пересказ повести Сергея Довлатова «Компромисс»
Главный герой, журналист, оставшись без работы, перелистывает свои газетные вырезки, собранные за «десять лет вранья и притворства». Это — 70-е гг., когда он жил в Таллине. За каждым газетным текстом-компромиссом следуют воспоминания автора — реальные разговоры, чувства, события. Перечислив в заметке те страны, из которых прибыли специалисты на научную конференцию, автор выслушивает от редактора обвинения… Читать далее Пересказ повести Сергея Довлатова «Компромисс»
Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет»
Посмотрим теперь, как связаны главные персонажи с действием трагедии в целом. Шекспир был мастером многоплановой композиции, при которой пьеса имеет несколько самостоятельных линий действия, перекрещивающихся между собой. В центре трагедии королевская семья: Клавдий, Гертруда, Гамлет и витающий над всем действием Призрак убитого короля. Рядом — семья королевского министра Полония: он, его сын и дочь. Третью… Читать далее Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет»
«Альпухара» (из поэмы «Конрад Валленрод»). Мужество и непокоренность перед врагом как ведущая мысль баллады
Цель: Познакомить с содержанием баллады — вставной части поэмы А. Мицкевича, ее образной системой; раскрыть психологизм произведения; совершенствовать работу над выразительным чтением и текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру речи, культуру выразительного чтения. Оборудование: Портрет А. Мицкевича. Ход урока. I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть. II. Формирование новых знаний, умений и навыков учеников. 1. Сообщение об… Читать далее «Альпухара» (из поэмы «Конрад Валленрод»). Мужество и непокоренность перед врагом как ведущая мысль баллады
Изложение — Мастера Вятки
Сейчас Дымковская слобода, расположившаяся на правом берегу Вятки, знаменита своими игрушками. Исстари в ней селились печники и игрушечники — мастера по изготовлению глиняных свистулек. В местном празднике «Свистульке» народное предание видит корни возникновения здесь глиняного промысла. Скорее всего, (‘Свистунья» когда-то давно была праздником вятичей, по весне встречавших бога солнца Ярилу свистом глиняных дудок. Есть и… Читать далее Изложение — Мастера Вятки
Какой жанр «Капитанской дочки»?
Вопрос кажется странным — автор отвечал на него и определенно, и категорически: исторический роман. Еще в 1830 году, размышляя об этом жанре, он писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Кажется, ясно? В самом деле, разве «Капитанская дочка» не соответствует этому пушкинскому пониманию романа? Разве в ней не… Читать далее Какой жанр «Капитанской дочки»?
Трагическое положение французского крестьянства в романе «Жаку-Крокан»
Одновременно с трилогией Феликса Гра появлялись исторические романы писателя-демократа Эжена Ле Руа (1836- 1907) Лучший из них, «Жаку-Крокан» (1899), раскрывает трагическое положение французского крестьянства в период Реставрации (1815-1830). Этот роман был выведен из забвения коммунистической газетой «Юманите», перепечатавшей его на своих страницах в июле — августе 1935 года. «Никому не удалось лучше этого писателя,- сказано… Читать далее Трагическое положение французского крестьянства в романе «Жаку-Крокан»
Хун-Ахпу и Шбаланке расчищают поле
Расчистка поля. Хун-Ахпу и Шбаланке старались заботиться о своей матери и бабушке. Однажды они решили засеять кукурузное поле. Мальчики взяли топоры, мотыги и сербатаны, попросили бабушку принести им обед и отправились в лес. Вскоре они нашли подходящее место для поля. Они вгоняли топор в дерево, и тут же топор обрубал все ветви, а стволы и… Читать далее Хун-Ахпу и Шбаланке расчищают поле
Особенности композиции «Божественной комедии» Данте
«Божественная комедия» — величайшее творение Данте. Это произведение стало итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековья и первым шагом к пути Возрождения. Главной его идеей становится постоянный поиск человеком нового пути в жизни. По своей форме это произведение — своеобразное путешествие в потусторонний мир, осуществленная поэтом в художественном воображении. Комедией он называется потому, что… Читать далее Особенности композиции «Божественной комедии» Данте
Рассказы Чехова о детях
Гениальный писатель, великий гуманист, глубокий психолог, А. П. Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской литературы. По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец» и известные уже нам «Событие» и «Дома». Сборник получил высокую оценку учителей.… Читать далее Рассказы Чехова о детях
Вот вы видите на небе тучку. Или как писать сочинение описание природы
Каждому из вас, конечно же, приходилось наблюдать за появлением первых листочков на дереве весной или за первым снегом. Или вас привлекало нежное дрожание березки от дыхания ветра, или бесконечные поля, подпоясанные разноцветными поясами. Все это и есть природа, которая дарит нам неповторимые пейзажи. Но нам надо не только наблюдать за ней, а и еще суметь… Читать далее Вот вы видите на небе тучку. Или как писать сочинение описание природы
Летописные сказания «О Княгине Ольге», «О крещении Руси князем Владимиром»
Цель: ознакомить учеников с содержанием летописей; совершенствовать умение выразительно читать, детально и сжато пересказывать содержание прочитанного; учить анализировать действия и поступки героев произведения, выделять черты их характера; развивать у учеников любознательность, связную устную речь, умение строить логические заключения; воспитывать уважение к нашим предкам, их мудрости, благородству, смелости и верности. Оборудование: Иллюстрации памяток давней архитектуры, художественных… Читать далее Летописные сказания «О Княгине Ольге», «О крещении Руси князем Владимиром»
Вопросы и ответы к теме Новаторский театр Б. Брехта
Многогранность творческой деятельности Б. Брехта. Бертольд Брехт (1898-1956) — немецкий поэт, драматург, прозаик, критик, режиссер, выдающийся теоретик театра, чье творчество отмечалось активным поиском новых художественных форм. Свои взгляды на театральное искусство Брехт изложил в многочисленных статьях: «Об опере» (1930), «Современный театр — театр эпический» (1931), «Театр развлечений или театр поучения?» (1935), «Об экспериментальном театре» (1939),… Читать далее Вопросы и ответы к теме Новаторский театр Б. Брехта
Дискусія на тему «причини й наслідки конфлікту між батьками та дітьми в повісті Нечуя-Левицького «Кайдашева сім’я»
Мета : допомогти учням систематизувати знання за твором І. Нечуя-Левицького «Кайдашева сім’я», осмислити конфлікт між дітьми та батьками, його причини й наслідки; з’ясувати різні точки зору, зіткнення яких допоможе знайти істину; розвивати вміння формулювати свої думки; сприяти вихованню тактовності під час дискусії. Тип уроку : застосування навичок і вмінь. Обладнання : пам’ятка «Правила дискусії». Методична… Читать далее Дискусія на тему «причини й наслідки конфлікту між батьками та дітьми в повісті Нечуя-Левицького «Кайдашева сім’я»
Поэма Шота Руставели
Поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» — величайшая памятка грузинской литературы времен Средневековья. Ученые считают, что она была создана в конце ХІІ — начала ХІІІ столетия во времена правление царицы Тамары, «золотого периода» в истории Грузии. Поэма отбивает типичные черты средневекового эпоса, но и отмечается глубоким гуманистическим пафосом. Гуманизм поэмы проявляется уже в избранном… Читать далее Поэма Шота Руставели
Щедрин-критик и Щедрин-писатель
Щедрин-критик вносил новые вклады не только в разработку содержания критического реализма, но, что особенно важно, в разработку художественных форм, его поэтики. Последнее было как раз слабым местом прежней «реальной критики». Особенно важны осмысления поэтики реалистического гротеска, «эзопова» языка сатиры. Здесь Щедрин-критик сливался с Щедриным-писателем. Кроме него, некому было осознать столь важную особенность художественного реализма. Чернышевский… Читать далее Щедрин-критик и Щедрин-писатель